Navigation bar
  Print document Start Previous page
 291 of 584 
Next page End  

является только пластическим выражением мышления, только символом или знаком мысли. Единство
между мышлением и наглядным содержанием не приводит ни к растворению мышления в наглядном
содержании, ни к растворению наглядного содержания в мышлении.
Конечным этапом интеллектуализации образа, которая делает его наглядным выражением
мысли, является переход от вещного представления к схеме.
Наряду со словом и конкретным наглядным образом, схема играет в мышлении значительную
роль. Мы не всегда мыслим в разв¸рнутых, словесных формулировках; мысль иногда опережает слово.
Мы обычно не облекаем мысль в п¸стрые образы; предметный образ во вс¸м многообразии его
содержания — часто не нужный груз. Самая, быть может, первичная работа мысли совершается иначе.
Когда мысль работает быстро, мы лишь как бы намечаем место мысли в некоторой системе и затем
беглыми, стремительными бросками, как по шахматной доске, передвигаем наши мысли. В таких
случаях мы оперируем на основе некоторой схемы, которая антиципирует, предвосхищает в нашем
сознании ещ¸ не разв¸рнутую систему мыслей. На основе такой схемы, не обремен¸нной деталями,
можно оперировать беглыми нам¸тками. Поэтому течение мысли не задерживается: при быстром
мышлении мы обычно мыслим именно так.
Наглядные образы и схемы не исчерпывают наглядно-чувственных компонентов мышления.
Основное значение для мышления в понятиях имеет речь, слово.
Наше мышление в понятиях — преимущественно словесное мышление. Слово является формой
существования мысли, его непосредственной данностью. Процесс мышления протекает в более или
менее сложном сочетании наглядно-образного содержания представлений, с выходящим за пределы
непосредственной наглядности вербальным обозначением содержания мышления. Великое
преимущество слова заключается в том, что чувственно-наглядный материал слова сам по себе не имеет
никакого иного значения помимо своего семантического содержания; именно поэтому он может быть
пластическим носителем содержания мысли в понятиях. Слова поэтому как бы прозрачны для значения:
мы обычно начинаем замечать слова как звуковые образы только тогда, когда мы переста¸м понимать
их значение; в силу этого слово — наиболее пригодное средство обозначения интеллектуального
содержания мысли. Но и слово — форма мысли — является не только отвлеч¸нным значением, а и
наглядным чувственным представлением: «дух» отягощ¸н в н¸м «материей».
Итак, в самых разнообразных формах осуществляется теснейшее сплетение логического
мышления в понятиях с наглядным содержанием. Логическое абстрактное мышление неотрывно от всей
чувственно-наглядной основы. Логическое и чувственно-наглядное образуют не тожество, но единство.
Это единство проявляется в том, что, с одной стороны, мышление исходит из чувственного созерцания
и включает в себя наглядные элементы, с другой стороны — самое наглядно-образное содержание
включает в себя смысловое содержание. Наглядное и отвлеч¸нное содержание в процессе мышления
взаимопроникают друг друга и друг в друга переходят.
Таким образом, реальный мыслительный процесс, сохраняя специфику мышления, существенно,
качественно отличающую его от всех других психических процессов, вместе с тем всегда вплет¸н в
общую ткань целостной психической жизни, реально дан в связи и взаимопроникновении со всеми
сторонами психической деятельности — с потребностями и чувствами, с волевой активностью и
целеустремл¸нностью, с наглядными образами-представлениями и с словесной формой речи.
Специфичным для мышления как мыслительного процесса оста¸тся его направленность на решение
проблемы или задачи, и для мысли как его содержания — обобщ¸нное отражение вс¸ более
существенных сторон бытия в понятиях, суждениях и умозаключениях, каждое из которых заключает
познание человеком вс¸ более глубокой объективной связи мира.
Основные фазы мыслительного процесса
В развернутом мыслительном процессе, поскольку он всегда направляется на разрешение какой-
нибудь задачи, можно различать несколько основных этапов или фаз.
Начальной фазой мыслительного процесса является более или менее отч¸тливое осознание
проблемной ситуации.
Осознание проблемной ситуации может начаться с чувства удивления (с которого, по Платону,
начинается всякое знание), вызванного ситуацией, произведшей впечатление необычайности. Это
удивление может быть порождено неожиданной неудачей привычного действия или способа поведения.
Таким образом, проблемная ситуация может сначала возникнуть в действенном плане. Затруднения в
плане действия сигнализируют проблемную ситуацию, а удивление да¸т почувствовать е¸. Но
Hosted by uCoz