Navigation bar
  Print document Start Previous page
 293 of 584 
Next page End  

взаимосвязаны. Роль навыков, автоматизированных схем действия в реальном мыслительном процессе
особенно велика именно в тех областях, где имеется очень обобщ¸нная рациональная система знания.
Так, например, очень значительная роль автоматизированных схем действия при решении
математических задач.
Решение очень сложной проблемы, впервые возникая в уме, обычно сначала намечается в
результате уч¸та и сопоставления части условий, которые берутся в качестве исходных. Спрашивается:
не расходится ли намечающееся решение с остальными условиями? Когда перед мыслью вста¸т этот
вопрос, который возобновляет исходную проблему на новой основе, наметившееся решение осозна¸тся
как гипотеза.
Решение некоторых, особенно сложных, задач совершается на основе таких гипотез.
Осознание наметившегося решения как гипотезы, т. е. как предположения, порождает потребность в его
проверке. Эта потребность становится особенно острой, когда на основе предварительного уч¸та
условий задачи перед мыслью вста¸т несколько возможных е¸ решений или гипотез. Чем богаче
практика, чем шире опыт и организованнее система знаний, в которой эта практика и этот опыт
обобщены, тем бОльшим количеством контрольных инстанций, опорных точек для проверки и критики
своих гипотез располагает мысль.
Степень критичности ума бывает очень разной у разных людей. Критичность — существенный
признак зрелого ума. Некритический, наивный ум легко принимает любое совпадение за объяснение,
первое подвернувшееся решение — за окончательное. Критический ум тщательно взвешивает все
доводы за и против своих гипотез и подвергает их всесторонней проверке.
Когда эта проверка заканчивается, мыслительный процесс приходит к завершающей фазе — к
окончательному в пределах данного мыслительного процесса суждению по данному вопросу,
фиксирующему достигнутое в н¸м решение проблемы. Затем результат мыслительной работы
спускается более или менее непосредственно в практику. Она подвергает его решающему испытанию и
ставит перед мыслью новые задачи — развития, уточнения, исправления или изменения первоначально
принятого решения проблемы.
По мере протекания мыслительной деятельности строение мыслительных процессов и их
динамика изменяются. На первых порах мыслительная деятельность, идущая ещ¸ не протор¸нными у
данного субъекта путями, определяется по преимуществу подвижными динамическими
соотношениями, складывающимися и изменяющимися в самом процессе решения задачи. Но в ходе
самой мыслительной деятельности, по мере того как субъект повторно разрешает те же или однородные
задачи, в ней образуются и фиксируются откладывающиеся в субъекте более или менее устойчивые
механизмы — автоматизмы, навыки мышления, которые начинают детерминировать мыслительный
процесс. Поскольку определ¸нные механизмы сложились, они определяют в той или иной мере
протекание деятельности, но и сами они в свою очередь определяются ею, складываясь в зависимости
от е¸ протекания. Так, по мере того как мы формулируем нашу мысль, мы е¸ и формируем. Система
операций, которая определяет строение мыслительной деятельности и обусловливает е¸ протекание,
сама складывается, преобразуется и закрепляется в процессе этой деятельности.
Основные операции как стороны мыслительной деятельности
Наличие проблемной ситуации, с которой начинается мыслительный процесс, всегда
направленный на разрешение какой-нибудь задачи, свидетельствует о том, что исходная ситуация дана
в представлении субъекта неадекватно, в случайном аспекте, в несущественных связях. Для того чтобы
в результате мыслительного процесса разрешить задачу, нужно прийти к более адекватному познанию.
К такому вс¸ более адекватному познанию своего предмета и разрешению стоящей перед ним
задачи мышление ид¸т посредством многообразных операций, составляющих различные
взаимосвязанные и друг в друга переходящие стороны мыслительного процесса.
Таковыми являются сравнение, анализ и синтез, абстракция и обобщение. Все эти операции
являются различными сторонами основной операции мышления — «опосредования», т. е. раскрытия
вс¸ более существенных объективных связей и отношений.
Сравнение,
сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывает тожество и различия. Выявляя
тожество одних и различия других вещей, сравнение приходит к их классификации. Сравнение является
часто первичной формой познания: вещи сначала познаются пут¸м сравнения. Это вместе с тем и
элементарная форма познания. Тожество и различие,
основные категории рассудочного познания,
выступают сначала как внешние отношения. Более глубокое познание требует раскрытия внутренних
связей, закономерностей и существенных свойств. Это осуществляется другими сторонами
Hosted by uCoz