Navigation bar
  Print document Start Previous page
 294 of 584 
Next page End  

мыслительного процесса или видами мыслительных операций — прежде всего анализом и синтезом.
Анализ это мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих
его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных
несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии. Синтез восстанавливает
расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных
анализом элементов.
Анализ расчленяет проблему; синтез по-новому объединяет данные для е¸ разрешения.
Анализируя и синтезируя, мысль ид¸т от более или менее расплывчатого представления о предмете к
понятию, в котором анализом выявлены основные элементы и синтезом раскрыты существенные связи
целого.
Анализ и синтез, как и все мыслительные операции, возникают сначала в плане действия.
Теоретическому мыслительному анализу предшествовал практический анализ вещей в действии,
которое расчленяло их в практических целях. Точно так же, теоретический синтез формировался в
практическом синтезе, в производственной деятельности людей. Формируясь сначала в практике,
анализ и синтез затем становятся операциями или сторонами теоретического мыслительного процесса.
В содержании научного знания, в логическом содержании мышления анализ и синтез
неразрывно взаимосвязаны. В плане логики, которая рассматривает объективное содержание мышления
в отношении его истинности, анализ и синтез поэтому непрерывно переходят друг в друга. Анализ без
синтеза порочен; попытки одностороннего применения анализа вне синтеза приводят к
механистическому сведению целого к сумме частей. Точно так же невозможен и синтез без анализа, так
как синтез должен восстановить в мысли целое в существенных взаимосвязях его элементов, которые
выделяет анализ.
Если в содержании научного знания, для того чтобы оно было истинным, анализ и синтез
должны как две стороны целого строго
покрывать друг друга, то в течении мыслительного процесса
они, оставаясь по существу неразрывными и непрерывно переходя друг в друга, могут поочер¸дно
выступать на передний план. Господство анализа либо синтеза на том или ином этапе мыслительного
процесса может быть обусловлено прежде всего характером материала. Если материал, исходные
данные проблемы не ясны, их содержание не ч¸тко, тогда на первых этапах неизбежно более или менее
длительное время в мыслительном процессе будет преобладать анализ. Если, наоборот, к началу
мыслительного процесса все данные выступают перед мыслью с достаточной отч¸тливостью, тогда
мысль сразу пойд¸т по преимуществу по пути синтеза.
В самом складе некоторых людей наблюдается преимущественная склонность — у одних к
анализу, у других к синтезу. Бывают по преимуществу аналитические умы, главная сила которых в
точности и ч¸ткости — в анализе, и другие, по преимуществу синтетические, особая сила которых — в
широте синтеза. Однако и при этом речь ид¸т лишь об относительном преобладании одной из этих
сторон мыслительной деятельности; у подлинно больших умов, создающих что-либо действительно
ценное в области научной мысли, обычно анализ и синтез вс¸ же более или менее уравновешивают друг
друга.
Анализ и синтез не исчерпывают собой всех сторон мышления. Существеннейшими его
сторонами являются абстракция и обобщение.
Абстракция это выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства,
момента явления или предмета, в каком-нибудь отношении существенного, и отвлечение от остальных.
Абстракция, как и другие мыслительные операции, зарождается сначала в плане действия.
Абстракция в действии, предшествующая мысленному отвлечению, естественно возникает в практике,
поскольку действие неизбежно отвлекается от целого ряда свойств предметов, выделяя в них прежде
всего те свойства вещей, которые имеют более или менее непосредственное отношение к
потребностям человека, способность вещей служить средством питания и т. п., вообще то, что
существенно для практического действия. Примитивная чувственная абстракция отвлекается от одних
чувственных свойств предмета или явления, выделяя другие чувственные же свойства или качества его.
Так, рассматривая какие-нибудь предметы, я могу выделить их форму, отвл¸кшись от их цвета, или,
наоборот, выделить их цвет, отвл¸кшись от их формы. В силу бесконечного многообразия
действительности никакое восприятие не в состоянии охватить все е¸ стороны. Поэтому примитивная
чувственная абстракция, выражающаяся в отвлечении одних чувственных сторон действительности от
других, совершается в каждом процессе восприятия и неизбежно связана с ним. Такая — изолирующая
— абстракция теснейшим образом связана с вниманием, и притом даже непроизвольным, поскольку оно
выделяет то содержание, на котором оно сосредоточивается. Примитивная чувственная абстракция
Hosted by uCoz