Navigation bar
  Print document Start Previous page
 296 of 584 
Next page End  

Это положительное ядро заключается в раскрытии существенных связей. Общее — это прежде всего
существенно связанное.
«...Уже самое простое обобщение,
первое и простейшее образование понятий
(суждений, заключений etc.), — пишет В. И. Ленин, — означает познание человека вс¸ более и более
глубокой объективной связи мира».
[В. И. Ленин, Философские тетради, 1934, стр. 173.;
В. И. Ленин,
Полн. собр. соч. Т. 29. С. 161.] Из этого первого существеннейшего определения обобщения легко
вывести уже в качестве вторичного, производного повторяемость общего, его общность для целого ряда
или класса единичных предметов. Существенно, т. е. необходимо, между собою связанное именно в
силу этого неизбежно повторяется. Поэтому повторяемость определ¸нной совокупности свойств в ряде
предметов указывает — если не необходимо, то предположительно — на наличие между ними более
или менее существенных связей. Поэтому обобщение может совершаться пут¸м сравнения,
выделяющего общее в ряде предметов или явлений, и его отвлечения. Фактически на низших ступенях,
в более элементарных своих формах, процесс обобщения так и совершается. К высшим формам
обобщения мышление приходит через опосредование, через раскрытие отношений, связей,
закономерностей развития.
В мыслительной деятельности индивида, являющейся предметом психологического
исследования, процесс обобщения совершается в основном как опосредованная обучением деятельность
по овладению созданными предшествующим историческим развитием понятиями и общими
представлениями, закрепл¸нными в слове, в научном термине. Осознание значений этих последних
играет существенную роль в овладении индивидом вс¸ более обобщ¸нным понятийным содержанием
знаний. Этот процесс овладения понятием, осознания значения соответствующего слова или термина
совершается в постоянном взаимодействии, в кольцевой взаимозависимости двух друг в друга
переходящих операций: а) употребления понятия, оперирования термином, применения его к
отдельному частному случаю, т. е. введения его в тот или иной конкретный, наглядно представленный,
предметный контекст, и б) его определения, раскрытия его обобщ¸нного значения через осознание
отношений, определяющих его в обобщ¸нном понятийном контексте.
Овладение понятиями совершается в процессе употребления их и оперирования ими. Когда
понятие не применяется к конкретному случаю, оно утрачивает для индивида сво¸ понятийное
содержание.
Абстракция и обобщение, в своих первоначальных формах непосредственно укорен¸нные в
практике и совершающиеся в практических действиях, связанных с потребностями, в своих высших
формах являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса раскрытия
связей, отношений — опосредования, посредством которых мысль ид¸т ко вс¸ более глубокому
познанию объективной реальности в е¸ существенных свойствах и закономерностях. Это познание
совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.
Понятие и представление
Понятие и связано многообразными взаимопереходами с представлением и вместе с тем
существенно отлично от него. В психологической литературе их обычно либо отожествляют, сводя
понятие к общему представлению, либо внешне противополагают, отрывая понятие от представления,
либо, наконец, — в лучшем случае — внешне же соотносят друг с другом.
Первая точка зрения представлена в учении эмпирической ассоциативно-сенсуалистической
психологии.
Ещ¸ Дж. Локк сформулировал этот взгляд. Особенную наглядность прида¸т ему коллективными
фотографиями Ф. Гальтон, в которых он на одной и той же пл¸нке делал один снимок поверх другого;
накладывание их друг на друга приводило к тому, что индивидуальные признаки стирались и
сохранялись лишь общие черты. По этому образцу мыслил ряд психологов, придерживавшихся этой
концепции на природу понятий и процесс их образования. Общее понятие, с их точки зрения, будто бы
отличается от единичного наглядного образа только как коллективная гальтоновская фотография от
портрета. Но именно это сравнение очень наглядно обнаруживает и несостоятельность этой теории.
Результат механического наложения различных наглядных образов-представлений,
выделяющего общие для них черты, никак не может быть отожествл¸н с подлинным понятием. В таком
общем представлении сплошь и рядом не вскрыто существенное и утеряно единичное и особенное.
Между тем для общности подлинного понятия необходимо, чтобы оно брало общее в единстве с
особенным и единичным и вскрывало в н¸м существенное. Для этого оно, не порывая с чувственной
наглядностью представления, должно выйти за его пределы. Понятие гибко, но точно, общее же
Hosted by uCoz