Navigation bar
  Print document Start Previous page
 297 of 584 
Next page End  

представление расплывчато и неопредел¸нно. Общее представление, образованное посредством
выделения общих черт, является лишь внешней совокупностью признаков, настоящее же понятие бер¸т
их во взаимосвязях и переходах.
Вторую точку зрения особенно заостр¸нно проводила вюрцбургская школа и психология,
находящаяся под влиянием е¸ идей.
Третья реализуется в различных вариантах психологами разных школ.
В действительности понятие нельзя ни сводить к представлению, ни отрывать от него. Они не
тожественны, но между ними существует единство; они исключают друг друга, как
противоположности, поскольку представление образно-наглядно, а понятие не наглядно, представление
— даже общее — связано более или менее непосредственно с наглядной единичностью, отражает
явление в его более или менее непосредственной данности, а в понятии преодолевается ограниченность
явления и раскрываются его существенные стороны в их взаимосвязи. Тем не менее понятие и
представление взаимосвязаны и взаимопроникают друг друга, так же как взаимосвязаны и
взаимопроникают друг друга явление и сущность, общее и единичное в самой действительности. В
реальном процессе мышления представление и понятие даны поэтому в некотором единстве.
Наглядный образ-представление в процессе мышления обычно вс¸ более схематизируется и
обобщается. Эта схематизация не сводится к обеднению представления признаками, к простой утрате
некоторых черт, — она обычно превращается в своеобразную реконструкцию наглядного образа, в
результате которой в самом образе выступают на передний план те наглядные черты предмета, которые
объективно наиболее характерны и практически существенны для него; несущественные же черты как
бы стуш¸вываются и отступают на задний план.
В результате той обработки и преобразования, которой неизбежно подвергается образное
содержание представлений, будучи включ¸нным в мыслительную деятельность, образуется целая
ступенчатая иерархия вс¸ более обобщ¸нных и схематизированных представлений, которые, с одной
стороны, воспроизводят восприятия в их индивидуализированной единичности, а с другой — переходят
в понятия. Таким образом, само представление имеет тенденцию к понятию, к тому, чтобы в единичном
представить общее, в явлении — сущность, в образе — понятие.
С другой стороны, мышление в понятиях, реально протекающее в сознании людей, всегда
связано с представлениями. Экспериментальное исследование с полной очевидностью показало как то,
что мышление в понятиях не сводится к течению представлений, так и то, что мышление в понятиях
реально всегда связано с включающимися в него представлениями. Представления в процессе
мышления в
понятиях даны в слишком отрывочном, фрагментарном виде, чтобы можно было к ним
свести весь ход мысли в е¸ внутренней связности; вместе с тем их наличие слишком закономерно
связано с процессом мышления, чтобы их можно было считать совершенно случайным, не связанным с
самой природой мышления, явлением. При этом понятие и представление не просто сосуществуют и
сопутствуют друг другу; они взаимосвязаны по существу, поскольку они выполняют различные, но
взаимосвязанные функции. Представление, наглядный образ выражают по преимуществу единичное,
понятие — общее. Они отражают разные, но необходимо взаимосвязанные стороны действительности.
Взаимосвязь понятия с представлением особенно явственно выступает в моменты затруднений.
Встречаясь с трудностями, протекающая в понятиях мысль часто обращается к представлениям,
испытывая потребность «сличить мысль и вещи», привлечь наглядный материал, на котором можно
было бы непосредственно проследить мысль. Принцип наглядности в преподавании является не просто
внешним дидактическим при¸мом; он имеет глубокие гносеологические и психологические основы в
природе мыслительного процесса. Зрелая мысль, особенно в моменты затруднений, с внутренней
закономерностью реализует этот принцип наглядности в сво¸м протекании. Она включает наглядные
представления либо с тем, чтобы отдельные детали, данные в представлении и утраченные в
абстрактном понятии, как бы натолкнули мысль на решение задачи, указали выход из затруднения, либо
с тем, чтобы закрепить отдельные этапы и облегчить этим сознанию возможность следить за сложным
ходом мысли. Выполняя в мыслительной деятельности индивида эту двойную функцию, представления
внутренне сочетаются с понятиями.
[По вопросу об отношении понятия и представления см. Ф. Н.
Шемякин, О взаимоотношении понятия и представления, «Фронт науки и техники», 1937, ¹ 2; I.
Meyerson, Les images, «Nouveau Traite de Psychologie», par Dumas (ed.), t. III, 1932.] При вс¸м том
понятие оста¸тся существенно, качественно отличным от представления. Основное различие между
ними заключается в конечном сч¸те в том, что представление является образом, возникающим в
индивидуальном сознании, понятие же — опосредованное словом образование, продукт исторического
развития.
Hosted by uCoz