Navigation bar
  Print document Start Previous page
 298 of 584 
Next page End  

Методика экспериментального психологического исследования мышления в понятиях
определялась в значительной мере общей концепцией понятия. В соответствии с этим основное
внимание ряда исследователей было сосредоточено на процессе абстракции общих свойств или
признаков в ряде данных предметов.
Наряду с методами исследования абстракции, значительное место в изучении понятий занял
метод определений: природу понятий, которыми оперирует испытуемый, должно вскрыть определение,
которое они этому понятию дают. Основной недостаток метода определений заключается в том, что,
взятый сам по себе, он не учитывает возможного расхождения между словесным определением, которое
испытуемый в состоянии дать понятию, и тем реальным значением, которое приобретает это понятие у
испытуемого в процессе его употребления, особенно в связи с наглядным контекстом. Можно
относительно хорошо владеть понятием и испытывать затруднения при его словесном определении. С
другой стороны, можно усвоить словесное определение понятия и тем не менее не уметь им
оперировать. Метод определения, таким образом, исследует лишь одно, и притом не действенное,
проявление понятия. Этот недостаток лишь ограничивает значимость, но не исключает возможности
использования метода определения.
Суждение
Суждение является основным актом или формой, в которой совершается мыслительный процесс.
Мыслить — это прежде всего судить. Всякий мыслительный процесс выражается в суждении, которое
формулирует его более или менее предварительный итог. Суждение отражает в специфической форме
ступень человеческого познания объективной действительности в е¸ свойствах, связях и отношениях.
Отношение суждения к его предмету, т. е. истинность суждения, является проблемой логики.
В плане психологическом суждение — это некоторое действие субъекта, которое исходит из
определ¸нных целей и мотивов, побуждающих его высказать или принять. Оно является результатом
мыслительной деятельности, приводящей к установлению определ¸нного отношения мыслящего
субъекта к предмету его мысли и к суждениям об этом предмете, установившимся в окружении
индивида. Суждение имеет в своей основе действенный характер и необходимо заключает в себе
социальный аспект.
Социальный аспект суждения в значительной степени обусловливает структуру суждения:
бОльшая или меньшая его усложн¸нность обусловлена, по крайней мере отчасти, отношением к чужой
мысли.
Суждение первично формируется в действии. Всякое действие, поскольку оно носит
избирательный характер, поскольку оно что-то принимает и утверждает и что-то устраняет, отвергает,
является по существу практическим суждением; это суждение действием или суждение в действии.
Суждение реального субъекта редко представляет собой только интеллектуальный акт в том
«чистом» виде, в каком оно фигурирует в трактатах логики. Выражая отношение субъекта к объекту и
другим людям, суждение обычно в
большей или меньшей степени насыщено эмоциональностью. В
суждении проявляется личность, е¸ отношение к происходящему, как бы приговор е¸. Суждение
является вместе с тем и волевым актом, поскольку субъект в н¸м нечто утверждает или отвергает;
«теоретические» акты утверждения и отрицания заключают в себе и практическое отношение.
Это отношение к другим людям устанавливается в суждении на основе познавательного
отношения к объективной действительности. Поэтому заключающееся в суждении положение
объективно истинно или не истинно; субъективно, как высказывание субъекта, оно обладает для него
той или иной достоверностью. Оно в сугубо психологическом плане правдиво или ложно, в
зависимости от того, адекватно или неадекватно оно выражает убеждение субъекта в истинности или
неистинности того или иного положения; оно истинно или неистинно в зависимости от того, адекватно
ли оно отражает свой объект.
Всякое суждение притязает на истинность. Но ни одно суждение не является само в себе
безусловной истиной. Поэтому возникает необходимость в критике и проверке, в работе мышления над
суждением. Рассуждение — это и есть работа мысли над суждением, направленная на установление и
проверку его истинности. Суждение — и исходный и конечный пункт рассуждения. И в одном и другом
случае суждение извлекается из изолированности, в которой не может быть установлена его
истинность, и включается в систему суждений, т. е. в
систему знания. Рассуждение является
обоснованием,
когда, исходя из суждения, оно вскрывает посылки, которые обусловливают его
истинность и таким образом обосновывают его. Рассуждение принимает форму умозаключения,
когда,
Hosted by uCoz