Navigation bar
  Print document Start Previous page
 301 of 584 
Next page End  

преимуществу в форме наглядного образа-представления; для второго так же характерно то, что
единство наглядного образа-представления и понятия осуществляется в н¸м по преимуществу в форме
общего понятия.
Будучи различными уровнями или ступенями познания, образное и абстрактно-теоретическое
мышление является вместе с тем в известном смысле разными сторонами единого процесса и равно
адекватными способами познания различных сторон объективной действительности. Понятие
отвлеч¸нного мышления отражает общее; но общее никогда не исчерпывает особенного и единичного;
это последнее отражается в образе. Поэтому мысль, особенно последовательно провед¸нная в системе
Г. Гегеля, будто образ является только низшим уровнем познания, который на высшем должен и может
быть безостаточно замен¸н понятием, является заблуждением рационалиста, ошибочно
воображающего, что можно исчерпать действительность понятием. Мы поэтому различаем наглядно-
образное мышление и абстрактно-теоретическое не только как два уровня, но и как два вида или два
аспекта единого мышления; не только понятие, но и образ выступает на всяком, даже самом высшем,
уровне мышления.
В том, что образ обогащает мысль, можно убедиться на примере любой метафоры. Всякая
метафора выражает общую мысль; понимание метафоры требует поэтому раскрытия в образной форме
е¸ общего смыслового содержания, так же как при употреблении метафорического выражения
требуется подыскать образы, которые бы адекватно выразили общую мысль. Но метафорические
выражения были бы совершенно никч¸мным украшением и собственно излишним балластом, если бы
образ ничего не прибавлял к общей мысли. Весь смысл метафоры — в тех новых выразительных
оттенках, которые привносит метафорический образ; вся е¸ ценность в том, что она прибавляет к
общей мысли, выражая е¸. Метафорические образы выражения общей мысли имеют смысл, только
поскольку они содержат больше того, что да¸т формулировка мысли в общем положении.
Так, если кто-либо скажет: «Моя звезда закатилась», он этим образно переда¸т мысль,
допускающую отвлеч¸нную формулировку: он больше не пользуется успехом. Но образное выражение
переда¸т ещ¸ много дополнительных оттенков ему лишь свойственной выразительности. Оно переда¸т
не только голый факт, но и отношение к нему. Сравнение с небесным светилом говорит о том, что с
точки зрения говорящего речь ид¸т не о банальной неудаче, а о судьбе человека, в которой было что-то
значительное, возвышенное, величавое. Оно оттеняет также момент стихийности, независимость
происшедшего от воли человека и этим устраняет момент личной вины. Оно говорит вместе с тем об
эпическом отношении говорящего к своей судьбе и постигшим его неудачам. (См. работу В. Штелина
«К психологии и статистике метафор» (R. Stahlin, Pur Psychologie und Statistik der Detaphern. Eine
methodologishe Untersuchung), «Archiv fur die gesamate Psychologie», Bd. 31, H. 1—2.) Образное
метафорическое выражение и вполне адекватно выражает общую мысль и выходит за е¸ пределы, вводя
дополнительные оттенки и моменты, не заключ¸нные в общем положении. Метафорическое выражение
может поэтому служить ярким доказательством как единства общей мысли, понятия и образа, так и
качественного своеобразия образа, его отличия от понятия. Специфическим для поэтического образа
является при этом не наглядность, а выразительность его.
[Немногочисленные психологические
исследования понимания метафор детьми (Ж. Пиаже, Л. С. Выготский) исходили до сих пор из
рационалистических установок и сводили весь вопрос к тому, в состоянии ли реб¸нок выявить ту
общую мысль, которая заключена в метафоре. Мысль о том, что подлинное понимание метафоры
включает понимание не только общей мысли, но и специфических выразительных оттенков, выходящих
за е¸ пределы, легла в основу работы А. П. Сем¸новой «Психологический анализ понимания аллегорий,
метафор и сравнения (образ и понятие)» // «Уч¸ные записки Государственного педагогического
института им. Герцена», т. XXXV, 1941, стр. 138—200.] Это положение существенно для понимания
художественного мышления.
В художественном мышлении сам образ, отображая единичное, конкретное, вместе с тем
выполняет и обобщающую функцию; будучи не бескровной абстрактной схемой, а изображением
живого конкретного индивида, полноценный художественный образ вместе с тем возвышается до
типичного, т. е. общего. В корне ошибочно было бы видеть в образе только единичное. Образ так же в
той или иной мере заключает в себе единство единичного и общего: они необходимо в той или иной
мере взаимосвязаны в н¸м, потому что они взаимосвязаны в объективной действительности, которая в
н¸м отображается.
В силу того, что образ в художественном мышлении выполняет и обобщающую функцию,
образное содержание художественного произведения может быть носителем его идейного содержания.
Если бы наглядный образ не мог включать в себя идейное содержание, то художественное
Hosted by uCoz