Navigation bar
  Print document Start Previous page
 307 of 584 
Next page End  

отношений (см. главу о речи).
Патология и психология мышления
Роль основных компонентов, моментов или сторон, выделенных нашим анализом в
мыслительном процессе, выступает с особой отч¸тливостью в тех патологических случаях, когда один
из этих компонентов нарушен.
Значение направленности мысли на задание для нормального функционирования мышления с
большой показательностью выявляют прежде всего те случаи, когда в ходе мыслительного процесса
задание утрачивает свою устойчивость и мысль лишается единой направленности. Эти нарушения в
клинической практике выступают в двух формах — более л¸гкой и более тяж¸лой. Первая известна под
названием расплывчатости мысли; вторая проявляется как скачка идей. При том более л¸гком
нарушении мышления, которое выражается в патологической расплывчатости мысли, больной
понимает задание, однако оно не устойчиво; мысль вс¸ время отклоняется от задания и снова
возвращается к нему; не исключена возможность правильного конечного ответа; но ход мысли
нарушен; конечный ответ, даже если он оказывается правильным, получается как случайность после
долгого блуждания мысли вокруг задания и многочисленных отклонений от него. Эпизодически,
особенно при сложных вопросах, известная расплывчатость мысли может встречаться у каждого
нормального человека. Но когда мысль хронически страдает большой расплывчатостью при любых,
даже простых, заданиях, эта расплывчатость превращается в патологию. Сущность этого
патологического явления заключается в неустойчивости задания в ходе мыслительной операции и в
отсутствии поэтому единой направленности мысли. В связи с колеблющимся осознанием объективного
значения задания затемняется различение существенного и несущественного.
Ещ¸ более яркую картину представляет так называемая скачка идей. В клинической картине
этого патологического явления иногда подч¸ркивались главным образом ускоренные темпы процесса и
большое обилие представлений, которые он захватывает и вовлекает в свой поток. Однако на самом
деле характер скачки этому процессу в конечном сч¸те прида¸т не столько быстрота, сколько
специфический характер его протекания — то, что он перескакивает с одного представления на другое,
с ним по существу не связанное. Действительно классическая форма скачки идей с большим
количеством быстро сменяющихся связей не единственная е¸ форма. Встречаются формы скачки идей,
при которых мысль теч¸т медленно, представлений не много, слова застревают и в ход мысли
вклинивается регистрация восприятий окружающих предметов.
Типичным образчиком скачки идей является, например, следующий ответ одного больного
Лимпана на вопрос о том, как идут его дела: «Дела идут так, как они стоят. В каком полку вы состояли?
Полковник дома. В мо¸м доме, в моей келье. Вы знаете доктора Кельина? Знаете ли вы Коха, знаете ли
вы Вирхоза? У вас чума или холера? Ах, прекрасная часовая цепочка! Как поздно». Совершенно
очевидно, что течение мыслей здесь определяется внешними ассоциативными связями и никак не
регулируется существом поставленного вопроса.
Сущность этого нарушения мысли заключается в том, что предметно-смысловые связи
заменяются связями ассоциативными. Поэтому в ходе мысли господствует случайность; часто — как
это неоднократно отмечалось — наблюдаются переходы по звуковым сочетаниям; самые разнородные и
друг с другом по существу не связанные представления объединяются на основе ассоциаций по
звучанию слов. Опираясь на фактический материал клиники, можно, таким образом, сказать, что когда
мышление начинает определяться исключительно ассоциативными связями, а связи предметно-
смысловые выпадают, тогда нормальная мысль переходит в план более или менее ярко выраженной
патологии.
Более или менее глубокие нарушения мысли наблюдаются также Каждый раз, когда — главным
образом под влиянием патологически напряж¸нной эмоциональности
нарушается установка мысли
на объективность. Субъективный разрыв с объективной действительностью и порождает то
патологическое перерождение нормальной мысли, которая находит себе выражение в аутистическом
мышлении, характерном для шизофреников. Отрыв от объективной действительности и давление
аутистических установок проявляются не только в слияниях, но и в специфических скачках мысли. Эти
обрывы мысли, часто наблюдающиеся у шизофреников, существенно отличаются от так называемой
скачки идей тем, что в их основе лежит аффективная сопротивляемость по отношению к объективной
действительности, в то время как при скачке идей течение мысли определяется вс¸ же связями —
правда, не существенными, а внешними, ассоциативными, случайными, в которых выступает в опыте
Hosted by uCoz