Navigation bar
  Print document Start Previous page
 31 of 584 
Next page End  

действием. Разрешая е¸, субъект в соответствующем действии — внешнем или внутреннем —
раскрывает себя. В ходе психологического исследования,
желая из показаний испытуемого извлечь
данные для решения той или иной психологической проблемы, экспериментатору надо поэтому
направлять своими вопросами испытуемого не на то, чтобы он сообщал, каким ему представляется
то, что он делает и переживает, а на то, чтобы он по заданию экспериментатора совершал
соответствующее действие и таким образом обнаруживал сплошь и рядом им самим не осознанные
закономерности, согласно которым в действительности, объективно протекают соответствующие
процессы.
Короче говоря, если под интроспекцией, или самонаблюдением, разуметь такое погружение во
внутреннее, которое вовсе изолировало бы и оторвало внутреннее, психическое от внешнего,
объективного, материального, то самонаблюдение, или интроспекция, в этом смысле не может дать
никакого психологического познания. Она уничтожит саму себя и свой объект. Если же под
самонаблюдением разуметь наблюдение самого себя, собственной психики, то оно само включает
единство и взаимосвязь внутреннего и внешнего наблюдения, внутренних и внешних данных.
Самонаблюдение может быть лишь фазой, моментом, стороной исследования, которое при попытке
проверить его данные само неизбежно переходит в объективное наблюдение. Наблюдение,
исследование и в психологии должно вестись в основном объективными методами.
Объективное наблюдение
Новый специфический характер приобретает в нашей психологии и внешнее, так называемое
объективное, наблюдение. И оно должно исходить из единства внутреннего и внешнего, субъективного
и объективного. Наблюдая внешнее протекание действий человека, мы изучаем не внешнее поведение
само по себе, как если бы оно было дано в
отрыве от внутреннего психического содержания
деятельности, а именно это внутреннее психическое содержание, которое должно раскрыть
наблюдение. Таким образом, во внешнем, так называемом «объективном», наблюдении внешняя
сторона деятельности является лишь исходным материалом наблюдения, а подлинным его предметом
служит е¸ внутреннее психическое содержание. В этом основная принципиальная установка
наблюдения в нашей психологии в отличие от поведенческой психологии, которая делала именно
внешнюю сторону единственным предметом психологического наблюдения.
Так называемое «объективное», т. е. внешнее, наблюдение — самый простой и наиболее
распростран¸нный из всех объективных методов исследования. Он широко применяется в психологии,
так же как и в других науках.
Научное наблюдение непосредственно соприкасается с обыкновенным житейским наблюдением
и восприятием. Необходимо поэтому прежде всего установить основные общие условия, которым
вообще должно удовлетворять наблюдение, для того чтобы подняться над уровнем случайных
житейских наблюдений и стать научным методом.
Первое основное требование — это наличие ч¸ткой целевой установки. Ясно осознанная цель
должна руководить наблюдателем, давая ему правильную установку на предмет наблюдения. В
соответствии с целью должен быть определ¸н план наблюдения, зафиксированный в схеме. Плановость
и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. Они
должны исключить элемент случайности, свойственный житейскому наблюдению, и создать хотя бы
минимальное единообразие условий наблюдения. При отсутствии единообразного плана наблюдения
производятся каждый раз из колеблющихся, изменяющихся установок, изменения которых невозможно
учесть. Поэтому оста¸тся неизвестным, за сч¸т чего должны быть отнесены установленные изменения в
наблюдениях — за сч¸т ли не поддающихся уч¸ту изменений в условиях, при которых проводилось
наблюдение, или за сч¸т самых наблюдаемых явлений. Объективность наблюдения зависит прежде
всего от его плановости и систематичности.
Если наблюдение должно исходить из ч¸тко осознанной цели, определяющей правильную
установку на соответствующий предмет наблюдения, то оно должно приобрести избирательный
характер. Это требование избирательности находится как будто в противоречии с другим требованием,
обычно предъявляемым к объективному наблюдению, — с требованием полноты или даже
фотографичности наблюдения. Однако это противоречие кажущееся: лишь при выполнении первого
условия и на его основе возможным оказывается выполнить и второе. Наблюдать вс¸ вообще в силу
безграничного многообразия существующего совершенно невозможно. Всякое наблюдение поэтому
неизбежно носит избирательный, или выборочный, частичный характер. Отбор материала
Hosted by uCoz