Navigation bar
  Print document Start Previous page
 310 of 584 
Next page End  

ситуаций с другими, отличными от них по внешним признакам и сходными по внутренним
соотношениям. Для их понимания необходим отбор существенного от несущественного и обобщение.
Поэтому затрудн¸нное различение существенных связей и нарушение функций обобщения резко
снижают понимание всех иносказательных форм речи.
Богатый клинический материал разнообразных расстройств мышления выявляет, таким образом,
значение различных компонентов и сторон, отмеченных нами выше в психологическом анализе
мышления, и да¸т фактическую опору и подтверждение основным положениям выше развитой
психологической теории мышления.
Развитие мышления реб¸нка
Изучение истории умственного развития реб¸нка представляет, несомненно, большой
теоретический и практический интерес. Оно является одним из основных путей к углубл¸нному
познанию природы мышления и закономерностей его развития. Недаром В. И. Ленин включал его в
число тех областей исследования, на основе которых должна строиться диалектика. Изучение путей
развития мышления реб¸нка представляет и вполне понятный практический педагогический интерес.
Детальное изучение мышления требует выделения и специального анализа различных его
процессов, сторон, моментов — абстракции и обобщения, представлений и понятий, суждений и
умозаключений и т. д. Но реальный процесс мышления включает единство и взаимосвязь всех этих
сторон и моментов. Подлинная история развития мышления, особенно первых его шагов, его
зарождения, — как она должна была бы, но, очевидно, ещ¸ не может быть написана, — должна быть
раскрытой в е¸ существенных закономерностях историей того, как маленький реб¸нок становится
мыслящим существом, как в человеке развивается мыслитель.
Первые проявления интеллектуальной деятельности реб¸нка
Интеллектуальная деятельность формируется сначала в плане действия. Она опирается на
восприятие и выражается в более или менее осмысленных целенаправленных предметных действиях.
Можно сказать, что у реб¸нка на этой ступени лишь «наглядно-действенное» мышление или
«сенсомоторный интеллект». Новый этап в истории мышления связан с овладением реб¸нком речью. Е¸
обобщающая функция опирается сначала на примитивную чувственную абстракцию, формирующуюся
в действии и оперирующую сначала в детском восприятии. Восприятие реб¸нка становится вс¸ более
осмысленным, и в н¸м закладываются основы мышления. В теснейшей взаимосвязи и
взаимопроникновении с чертами, общими у него с мышлением взрослого человека, это мышление
включает и специфические черты, которые не только количественно, но и качественно отличают его от
зрелого мышления. Специфические черты этого раннего детского мышления обусловлены тем, что это
мышление подчинено «логике» восприятия, в которое оно включено.
Мышление реб¸нка перестраивается и поднимается на новую ступень по мере того, как в
процессе обучения реб¸нок овладевает системой знания различных «предметов», которая заключает
систематизированный и обобщ¸нный опыт, накопленный человечеством, и совсем по-иному расчленяет
сво¸ содержание, чем оно расчленено в восприятии. На эмпирической основе этого опытного знания
формируется «рассудочная» мыслительная деятельность. Она характеризует следующий этап в
развитии мышления, за
которым следует высшая ступень «разумного», теоретического мышления.
Такова самая общая ориентировочная схема хода и основных ступеней в развитии мышления реб¸нка.
Развитие мышления начинается в плане действия внутри восприятия или на его основе. Сначала
реб¸нок манипулирует с предметами, не учитывая их специфических особенностей. Он выполняет лишь
те или иные реакции или функции над попадающимся ему под руки материалом: продукты этого
манипулирования для реб¸нка — сначала лишь случайные, побочные результаты его деятельности, не
имеющие для него никакого самостоятельного значения. С того времени, как результаты деятельности
реб¸нка приобретают в его сознании некоторую самостоятельность и его действие начинает
определяться объектом, на который оно направлено, действие реб¸нка приобретает осмысленный
характер. Целесообразные предметные действия, направленные на объект и определяемые сообразно со
специфической задачей, являются первыми интеллектуальными актами реб¸нка.
Речь очень рано включается в процесс умственного развития реб¸нка. Первые слова, которыми
овладевает реб¸нок, являются и первыми элементарными обобщениями, которыми он начинает
Hosted by uCoz