Navigation bar
  Print document Start Previous page
 313 of 584 
Next page End  

остаются вне поля зрения реб¸нка.
Первые обобщения реб¸нка
Примитивная чувственная абстракция, которая в самом восприятии реб¸нка выделяет одни
стороны и отвлекается от других, подводит к первому элементарному, непроизвольному «обобщению».
Обобщение сначала совершается в переносе действия с одного предмета на другой, который выполняет
в действии ту же функцию. Это обобщение нуждается для своего оформления в слове. Когда в первом
«возрасте вопросов», в год — полтора, реб¸нок, переходя от одного предмета ближайшего окружения к
другому и переводя вопрошающий взор от этих предметов к окружающим его взрослым в поисках
наименования предметов, обращается к старшим с вопросом
«что это?» и «это что?», он в
наименовании предметов в слове обретает форму существования для своих первых «понятий» о вещах.
Овладевая словом, реб¸нок начинает «обобщать», перенося уже не только непосредственное
действие, но и слово с одного предмета на другой. Но сначала каждая сколько-нибудь занимательная,
привлекающая внимание реб¸нка черта, сплошь и рядом вовсе не существенная, может послужить
толчком для «обобщения» или переноса слова с одного предмета на другой. В результате создаются
первые, порой самые причудливые «классификации», первые зачаточные, очень неустойчивые
группировки предметов в «классы».
По дневниковым данным русских авторов, словом «ябоко» называется яблоко и красное яйцо;
это же название переносится на красный и ж¸лтый карандаш, любой круглый предмет, щ¸ки. Словом
«ва» обозначается плюшевая собачка, живая кошка и меховая шуба, т. е. вс¸, имеющее мех. Пила,
греб¸нка, машина, палки называются одним словом «трля». «Даны» — звонок, звон, часы, телефон,
колокольчик; вообще вс¸, что изда¸т звук. [Н. А. Менчинская, Вопросы развития мышления реб¸нка в
дневниках русских авторов, «Уч¸ные записки Государственного института психологии», т. III, М. 1941.]
Реб¸нок, о котором сообщает Ф. Кейра, называл лай собаки кашлем, а треск огня в камине
лаем, другой реб¸нок (которого наблюдал И. Тэн) слово fafer (от chemin de fer), примен¸нное сначала к
паровозу, перен¸с на кипящий кофейник и стал затем переносить на вс¸, что шипит, шумит и дымит.
Один реб¸нок обозначал словом «ключ» все блестящие предметы, другой употреблял слово «ana»
(шляпа) для обозначения всего, что имело какое-нибудь отношение к голове, в том числе и головную
щ¸тку. Другой реб¸нок называл звезду глазом, а реб¸нок Романеса называл «звездой» вс¸, что светится,
— свечку, пламя газа и т, п.
Эти первые «обобщения», выражающиеся в переносе действий и употребляемых слов на разные
предметы, сначала никак не означают, что реб¸нок сознательно выделяет общее как тожественное в
различном. Он сначала попросту не замечает многих различий и непосредственно ассимилирует
объединяемые словом предметы.
Однако с расширением употребления слова посредством его переноса на новые предметы с этим
зачаточным «обобщением» вскоре сочетается обратный процесс — постепенного сужения круга
предметов, на которые распространяется слово, и тем самым ограничение и уточнение,
«специализация» его значения.
Тожество и различие объективно неразрывно связаны между собой. Перенося слово с одного
предмета на другие, реб¸нок, благодаря упрощающему и абстрагирующему характеру своего
восприятия, отожествляет объективно различные предметы, ещ¸ не осознавая их различий. Но пока он
не осозна¸т различий, он, фактически отожествляя или, точнее, непосредственно ассимилируя
различные предметы, ещ¸ не осозна¸т и общего между ними как тожественного. Точно так же,
объединяя одни предметы одним, а другие — другим словом, реб¸нок фактически различает разные
предметы, но сначала он при этом вовсе не осозна¸т того общего, что их объединяет. При
сопоставлении различных предметов, которые отнесены при первичной «классификации», заключ¸нной
в самом наименовании вещей, к разным «классам», реб¸нок в первую очередь подмечает различия, и
ему труднее найти общее, которое в данном случае должно быть осознано как тожественное в
различном.
В возрасте 3;6 Сана Н. просит: «Мама, давай играть, что разное, что не разное» (28/II 1935 г.).
Процесс сопоставления и сравнения представляет для не¸, очевидно, определ¸нный интерес. Это для
не¸ занимательная «игра». В процессе этой игры у не¸ под руководством взрослых формируется умение
наблюдать и, наблюдая, сопоставлять, сравнивать и различать. В самой формулировке своей просьбы
поиграть Сана подч¸ркивает «разное»; тожественное или сходное для не¸ лишь «не разное». И в ходе
дальнейшей «игры» обнаруживается, что Сана по преимуществу отмечает «разное» у различных
Hosted by uCoz