Navigation bar
  Print document Start Previous page
 316 of 584 
Next page End  

Приводим из неопубликованного дневника матери Туровской-Михайловой вопросы дочери е¸
Эльзы в возрасте от 4;2 до 5;9.
4 г. 3 м. Когда человек умирает, то оста¸тся одно тело и больше ничего?
4 г. 10 м. Мама, когда Пушкин начал писать стихи? — Почему это тебя интересует? — Да
потому, что я хочу быть поэтом, так мне нужно знать, когда начинать.
4 г. 10 м. Что такое солнце и зв¸зды? Из чего они сделаны, из земли?
4 г. 11 м. А деревья тоже болеют или нет?
4 г. 11 м. А можно измерить, какой высоты небо?
4 г. 11 м. А как это — бесконечно? — Без конца. — Расскажи, как это. Как это — нет конца?
4 г. 11 м. Эльза спрашивает, откуда взялось озеро. Я ей объясняю. А откуда взялась вода? Откуда
взялась первая вода?
5 л. Откуда взялась земля, первая земля? Откуда вс¸ взялось? Тебя выродила бабушка, а бабушку
е¸ мама, а кто первый выродил?
5 л. А Пушкин долго думал свои стихи?
5 л. 2 м. А что больше, солнце или зв¸зды?
5 л. 2 м. А что красивее, грустное или вес¸лое?
5 л. 2 м. Лежит в постели и говорит: «Если я день прожила, то к смерти уже ближе на один день».
5 л. 3 м. А как сосчитать листья на дереве? А сколько капель воды в дожде?
5 л. 3 м. Как человек ходит и говорит? Я этого не понимаю и не могу понять, как человек сделан
вообще. Вот кукла говорит «папа», «мама», это понятно, у не¸ аппарат такой есть. А у человека тоже
аппарат?
5 л. 4 м. Если земля вертится, то мы можем быть завтра на том месте, где Кавказ или нет? А как
солнце, — оно тоже вертится? А зв¸зды? Какие они? Что больше вертится, мы или солнце? А зв¸зды
умирают или живут всегда?
5 л. 4 м. Я вяжу салфетку. Эльза спрашивает, может ли человек до своей смерти вывязать кусок
отсюда до Ленинграда.
5 л. 5 м. Я читала Эльзе некоторые места из Мюнхгаузена. Эльза спрашивает меня «А почему
Мюнхгаузен так врал? Что у него, мать или отец врали? Ведь так просто не начал же он врать, так кто
же у него врал?»
5 л. 6 м. А вс¸-таки я хочу добиться, как произош¸л мир. Ведь раньше была бесконечность и не
было ни кустика, ни земли, и ничего. А как же потом вс¸ это стало? Нет, я должна добиться, как вс¸ это
стало.
Эти вопросы пятилетнего реб¸нка ярко обнаруживают, какая активная работа мысли
совершается в маленькой его головке. Вместе с тем обычные вопросы детей этого возраста
свидетельствуют о подвижности их интересов, выражающихся в большом количестве вопросов и
резких переходах от одного к другому. Подвижность, неустойчивость познавательных интересов
обычно типична для реб¸нка, мысль которого ещ¸ ограничена рамками восприятия. Каждый вопрос так
же быстро исчерпывается, как и быстро возникает; сама тематика наблюдения весьма ограничена. По
своему содержанию вопросы детей по преимуществу относятся к непосредственно данной наглядной
ситуации, и порой прибегают к сопоставлению е¸ с другими наглядными ситуациями, привычными или
поразившими реб¸нка. Материал вопросов черпается по преимуществу из ближайшего окружения.
Центральное место обычно занимают резко действенные элементы окружения — люди и животные. Вс¸
это характерно для мысли, функционирующей внутри восприятия: она направляется на наглядную
ситуацию ближайшего окружения и обращена по преимуществу к действию; носители действия
вызывают особый интерес.
Пробуждение более сознательной мыслительной деятельности приводит реб¸нка к
необходимости различать не только вещь и е¸ свойства, но и уже к более сознательному различению
существенных и несущественных свойств. Это важный шаг в умственном развитии реб¸нка.
Маленькая Наташа Ш. (4;3) гуляет с матерью по набережной Невы. Пробегает собака. Наташа:
«Мама, а все собаки — собаки?» — «Все». — «И большие и маленькие?» — «Да, все». «Мамочка, как
это интересно, что все собаки — собаки; тебе интересно, да?» — «Очень интересно». — «Мама, а ты
человек?» — «Человек». — «А я?» — «И ты человек». — Задумывается. Затем: «Мама, а если собаку
постричь, сзади валенки надеть, а впереди перчатки... нет, нет, она — не человек».
Для детей, для которых внешние признаки имеют решающее значение, обычно мальчик или
девочка определяется по одежде. Одна девочка на вопрос, близнецы ли они с братом, ответила: «нет, мы
были близнецы», имея в виду то время, когда е¸ брат (в действительности е¸ близнец) носил ещ¸
Hosted by uCoz