Navigation bar
  Print document Start Previous page
 319 of 584 
Next page End  

Маленький «исследователь» с живыми познавательными интересами, реб¸нок, пристально
наблюдая, открывает замечательные свойства вещей.
Дж. С¸лли сообщал о мальчике, которого занимал вопрос: «Почему в воде не делается ям, когда
я опускаю в не¸ руку?» У мальчика С¸лли вызывало недоумение то несоответствие его опыту,
почерпнутому из обращения с тв¸рдыми телами, на которое он в данном случае, очевидно, впервые
натолкнулся. Аналогичные вопросы занимали и Сану. Но е¸ наблюдения в этом отношении были уже
обширны, когда раз за обедом она стала обсуждать вопрос о непроницаемости тв¸рдых тел. Сана (4;6):
«Мама, вот моя рука (протягивает е¸). Я хочу другую руку протолкнуть туда (показывает) и не могу,
останавливаюсь. А сделаю так (убирает руку), и моя другая рука вон как далеко вытянулась. Сделай,
мама, ты. Ну-ка, пройди рукой за меня». Мать упирается рукой в Сану. Сана: «Видишь, и не можешь».
Отодвигается. Мать свободно продвигает руку. «А вот молоко, — продолжает Сана, — так по-другому.
Смотри, смотри, я ткнула ложкой, а ложка через молоко прошла. И вода также, мама. Смотри, а воздух
— здесь ведь воздух, а я куда хочу, туда и двигаюсь. И сахарный песок также. Я суну в него ложку —
она войд¸т. Вот интересно. Правда, мама?» И это в самом деле интересно. Опираясь, конечно, на
сообщ¸нные ему взрослыми сведения, реб¸нок здесь посредством ряда сопоставлений сознательно
упорядочивает свои знания о существенных свойствах тв¸рдых, сыпучих, жидких и газообразных тел.
Умозаключения реб¸нка и понимание причинности
Активные процессы сознательного обдумывания, размышления, рассуждения включают уже все
стороны, моменты, аспекты мыслительной деятельности.
Данные наблюдения над детьми говорят о том, что реб¸нок рано начинает делать «выводы».
Было бы неправильно отрицать у детей дошкольного и даже, может быть, преддошкольного возраста
возможность делать некоторые «умозаключения»; но было бы совершенно неосновательно
приравнивать их попросту к умозаключениям взрослых, в частности к тем формам умозаключения,
которыми пользуется научное знание.
Н. А. Менчинская в дневнике приводит ряд умозаключений своего сына.
Мальчику в возрасте 2;8 сказали, что во время демонстрации только большие ходят на Красную
площадь, Саша сделал самостоятельное заключение: «Ул¸в — бос¸й, он мозет туда ходить» (Улов —
название для большой игрушечной лошади).
В возрасте 2;10 Саше было сказано о том, что детям нельзя есть копч¸ную рыбу, в ответ на это
он заявил: «Я узе бос¸й, я высе тебя, высе папы, высе бабуськи, высе Воли, высе Вали, я — бос¸й, я
мозю босюю либу... сюку есть».
В. Штерн приводит ряд умозаключений своих дочерей Гильды, Евы и сына Гюнтера в возрасте 2
г. 6 мес. Гильда (2;6) спрашивает мать, вместо няни Берты подающую ей ужин: «Берта ушла?». Весьма
сомнительно, имело ли здесь место умозаключение, т. е. Гильда пришла к своему вопросу, конечно, не в
результате рассуждения: раз мать пода¸т ужин, значит няня Берта, которая обычно это делает, ушла.
Скорей ужин напомнил реб¸нку о няне, и отсутствие е¸ вызвало вопрос: она ушла?
Ева (2;6), увидев на балконе вер¸вку, протянутую вдоль перил, спросила: «Зачем это здесь, —
для белья?» В этом случае, очевидно, совершается перенос целостной ситуации по сходству предмета.
Предмет как бы ещ¸ не отделяется от определ¸нной ситуации его применения; он ещ¸ не имеет
множественных функциональных значений. Другой пример: маленькой Еве (2;5) запрещают трогать
руками сахар, лежащий в сахарнице. Она возражает: «Руки у меня не грязные». В этом ответе тоже
виден перенос ситуации. Для не¸ запрет трогать руками сахар может иметь единственное обоснование:
грязные руки.
В наблюдениях С. Айзекс отмечен такой факт: отец рассказывает сказку маленькой Урсуле (3;7)
и говорит: «Птица сказала: «Доброе утро, Урсула». Девочка поморщилась и ответила: «Разве это был
попугай?» Та же девочка (3;7): «Я нынешнее лето называю зимой». «Почему?» — «Солнечно и
холодно». Правильная мысль о существенных сходствах и различиях всецело вытекает из переноса
наглядных ситуаций. Другой воспитанник С. Айзекс (5;1) утверждал, что вместо крутой лестницы
можно было бы сделать более пологую, если бы иметь больше места с задней стороны. Здесь то же
правильное заключение основано на сопоставлении наглядных ситуаций. Это собственно ещ¸ лишь
предыстория умозаключающего мышления. Но вскоре появляются у детей и настоящие умозаключения.
Ряд ярких примеров подлинных умозаключений у детей 4—6 лет приводит исследование Айзекс об
умственном развитии детей [S. Isaacs, Intellectual Grouth in Young Children. N.Y., 1930.] и специальные
работы, посвящ¸нные детскому умозаключению. Так, Т. Эрисман сообщает о следующих
Hosted by uCoz