Navigation bar
  Print document Start Previous page
 329 of 584 
Next page End  

обоснования и умозаключения.
По данным ряда исследований, у младших школьников наблюдается значительное развитие в
способности умозаключения.
В первом школьном возрасте (7—10 лет) формируются индуктивные и дедуктивные
умозаключения, раскрывающие более глубокие объективные связи, чем трансдукция у дошкольника.
Но и в этом периоде: 1) умозаключения ограничены преимущественно предпосылками, данными в
наблюдении. Более абстрактные умозаключения оказываются большей частью доступными, главным
образом лишь поскольку они могут быть совершены при помощи наглядной схемы, как, например,
умозаключения в соотношении величины. Не исключена, конечно, и в этом возрасте возможность более
отвлеч¸нных умозаключений (но они носят лишь более или менее спорадический характер); целая
система отвлеч¸нных умозаключений (например дедуктивная математическая система) без наглядной
основы в этом возрасте, как общее правило, мало доступна. 2) Умозаключения, поскольку они
объективны, совершаются в соответствии с определ¸нными принципами или правилами, но не на
основе этих принципов: эти общие принципы не осознаются. Поскольку логическая необходимость
умозаключения не осознана, весь путь рассуждения большей частью недоступен ещ¸ пониманию.
Все эти данные свидетельствуют о большом качественном сдвиге в мышлении школьника по
сравнению с мышлением дошкольника; вместе с тем они обнаруживают и границы этой новой ступени
мышления; мысль ещ¸ с трудом выходит за пределы сопоставления ближайших фактов; сложные
системы опосредований ей ещ¸ мало доступны. Овладение ими характеризует следующую ступень
развития мысли.
Оперируя уже на этой ступени многообразными понятиями вещей, явлений, процессов,
мышление реб¸нка подготовляется таким образом к осознанию самих понятий в их свойствах и
взаимоотношениях. Тем самым внутри этой ступени мышления создаются предпосылки, возможности
для перехода на следующую ступень. Эти возможности реализуются у реб¸нка по мере того, как в ходе
обучения он овладевает системой теоретического знания.
Развитие теоретического мышления в процессе овладения системой знаний
Эмпирическое по своему содержанию мышление выше охарактеризованной ступени может быть
по своей форме определено как рассудочное — в диалектическом понимании, различающем
рассудочную мыслительную деятельность и собственно разумную «диалектическую» мысль, которая
предполагает «исследование природы самих понятий». Усваивая в ходе обучения систему
теоретического знания, реб¸нок на этой высшей ступени развития научается «исследовать природу
самих понятий», выявляя через их взаимоотношения вс¸ более абстрактные их свойства; эмпирическое
по своему содержанию, рассудочное по форме, мышление переходит в теоретическое мышление в
абстрактных понятиях.
По мере формирования у реб¸нка теоретического мышления реб¸нок и подросток вс¸ больше
научаются осознавать обобщ¸нные закономерности явлений. Мышление начинает свободно переходить
от единичного через особенное к всеобщему, от случайного к необходимому, от явлений к
существенному в них, от одного определения сущности ко вс¸ более глубокому е¸ определению и
приходит ко вс¸ более глубокому познанию действительности во взаимосвязи е¸ различных моментов,
сторон, е¸ сущности. Точнее: именно по мере того как совершается познавательное проникновение
мысли реб¸нка в объективную действительность, и совершается формирование его мысли. Реб¸нок не
только и даже, пожалуй, не столько вс¸ глубже позна¸т действительность, по мере того как развивается
его мышление, но и его мышление вс¸ более развивается, по мере того как вс¸ углубляется его
познавательное проникновение в действительность.
Вместе с тем, переходя в процессе обучения к усвоению системы теоретического знания, которое
является уже «исследованием самих понятий», мышление реб¸нка приходит и ко вс¸ более
совершенному осознанию закономерности своих собственных операций.
Неправильно было бы утверждать, как это неоднократно делалось в психологической
литературе, что реб¸нок до развития у него теоретического мышления в отвлеч¸нных понятиях вообще
не осозна¸т своих мыслительных операций. Но верно, что лишь на этой ступени развития мышления,
когда реб¸нок в процессе обучения овладевает теоретическим знанием, подводящим его к
исследованию самих понятий, форма мышления осозна¸тся им в отличие от содержания и позна¸тся в
е¸ специфических закономерностях. Это осознание формы мысли в е¸ специфических закономерностях
является существенным фактом или стороной в истории умственного развития реб¸нка. Оно
Hosted by uCoz