Navigation bar
  Print document Start Previous page
 33 of 584 
Next page End  

наблюдать в условиях обучения в школе. Однако при изучении явлений, в которых отношение между
внешней стороной поведения и его внутренним психологическим содержанием более или менее
сложно, объективное наблюдение, сохраняя сво¸ значение, по большей части должно дополняться
другими методами исследования. При этом всегда существенно
сохранять в поле зрения конкретного
испытуемого, живого реб¸нка, подлежащего изучению.
Широко пользуется объективным наблюдением в частности психология реб¸нка. Значительное
количество записей, дневников зафиксировало обширный материал по психологии раннего детства.
Дневники велись частично и неспециалистами. Таковы главным образом дневники матерей (см.
дневники А. Павловой, В. А. Шиловой, Э. Станчинской). [А. Павлова, Дневник матери. М., 1924; В. А.
Шилова, Мой дневник:
Записи о развитии реб¸нка от рождения до 3,5 лет:
В 2 ч. Ор¸л, 1923; Э.
Станчинская, Дневник матери. М., 1924.] Как на классический образец применения объективного
наблюдения к психологическим проблемам можно в качестве примера указать на изучение
выразительных движений в известном труде Ч. Дарвина о «Происхождении эмоций». [Ч. Дарвин, О
выражении ощущений у человека и животных // Собр. соч.: В 3 т. М.-Л.., 1927. Т. 2. Кн. 2.]
Экспериментальный метод
Основные особенности эксперимента, обусловливающие его силу, заключаются в следующем. 1)
В эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление, вместо того чтобы ждать, как при
объективном наблюдении, пока случайный поток явлений доставит ему возможность его наблюдать. 2)
Имея возможность вызывать изучаемое явление, экспериментатор может варьировать,
изменять
условия, при которых протекает явление, вместо того чтобы, как при простом наблюдении, брать их
такими, какими ему их доставляет случай. 3) Изолируя отдельные условия и изменяя одно из них при
сохранении неизменными остальных, эксперимент тем самым выявляет значение отдельных условий и
устанавливает закономерные связи, определяющие изучаемый им процесс. Эксперимент, таким
образом, очень мощное методическое средство для выявления закономерностей. 4) Выявляя
закономерные связи между явлениями, эксперимент часто может варьировать не только сами условия в
смысле их наличия или отсутствия, но и их количественные соотношения. В результате эксперимент
устанавливает допускающие математическую формулировку количественные закономерности. В
основном именно благодаря эксперименту естествознание пришло к открытию законов природы.
Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными
для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического
процесса. Для этого нужно, варьируя условия протекания внешней деятельности, найти ситуацию, при
которой внешнее протекание акта адекватно отражало бы его внутреннее психическое содержание.
Задача экспериментального варьирования условий при психологическом эксперименте заключается
прежде всего в том, чтобы вскрыть правильность одной единственной психологической интерпретации
действия или поступка, исключив возможность всех остальных.
Первоначальный вундтовский эксперимент был экспериментом психофизиологическим. Он
заключался по существу в регистрации физиологических реакций, сопутствующих психическим
процессам, которая сопровождалась самонаблюдением.
Вундтовский эксперимент был целиком построен на дуалистической теории внешнего
параллелизма психического и физиологического. Эти методические принципы легли в основу
экспериментальной методики и определили первые шаги экспериментальной психологии.
Но экспериментальная методика стала скоро прокладывать себе и несколько иные пути.
Существенный этап составили в этом отношении исследования Г.
Эббингауза о памяти (см. главу о
памяти). Вместо того чтобы изучать исключительно соотношение между физическими раздражителями,
физиологическими процессами и сопутствующими им явлениями сознания, Эббингауз направил
эксперимент на изучение протекания самого психического процесса в определ¸нных объективных
условиях.
Возникший в пограничной области психофизики и психофизиологии эксперимент в психологии
в дальнейшем стал продвигаться от элементарных процессов ощущения к высшим психическим
процессам; с этим продвижением в иные области связано было и изменение самого
характера
эксперимента. От изучения соотношения отдельного физического раздражителя или физиологического
раздражителя и соответствующего ему психического процесса он переш¸л к изучению закономерностей
протекания самых психических процессов в определ¸нных объективных условиях. Из внешней причины
физические факты стали условиями психического процесса. Эксперимент переш¸л на изучение его
Hosted by uCoz