Navigation bar
  Print document Start Previous page
 330 of 584 
Next page End  

накладывает новый отпечаток на всю его мыслительную деятельность.
Примерно к 11 годам, по данным Ж. Пиаже и Г. Ормиана, дети начинают осознавать
умозаключения не только по их содержанию, но и по их форме. В исследовании Г. Ормиана об
«Умозаключающем мышлении реб¸нка» для младших детей — до 11 лет — каждая задача в силу
различия своего частного содержания, несмотря на тожественность господствовавших в них
отношений, представлялась чем-то абсолютно новым и различным. Дети решали задачи, исходя из
рассмотрения и понимания их частного содержания. Но такое решение, которое ещ¸ не осознало
общего и не выделило его в единичном, чрезвычайно ненад¸жно. Отсутствие в н¸м обобщ¸нности
свидетельствует о том, что существенные связи, на которых основывается решение задачи, не осознаны.
С 11 лет дети после решения нескольких задач, построенных по одному общему принципу, говорили
при предъявлении им следующих однородных задач, что это «вс¸ то же самое», и делали вывод уже на
основе общей формулы, выделившейся в сознании реб¸нка из конкретного содержания.
В то же время с 7 и особенно с 11 лет до 14 очень увеличивается значение причинных связей в
мышлении реб¸нка, прич¸м (как установило исследование К. Гросса) сначала сильно преобладает
интерес к причинам явлений; в своих суждениях реб¸нок по преимуществу стремится ответить или
получить ответ на вопрос «почему». Затем соотношение изменяется в смысле роста числа
прогрессивных вопросов по сравнению с регрессивными: подростка начинает больше интересовать
будущее, его мышление начинает направляться на раскрытие следствий. Вместе с тем от установления
единичных причинно-следственных зависимостей в частных наглядных ситуациях оно поднимается к
пониманию общих закономерностей. Мысль начинает более глубоко отличать действительное,
возможное и необходимое. В теснейшей взаимосвязи друг с другом появляются суждения, выражающие
гипотезы и законы.
Гипотезы по самому существу требуют проверки — критики и обоснования, т. е.
рассуждения. Рассуждение — это прежде всего проверка и доказательство гипотез. Умение рассуждать
гипотетически и рассматривать сво¸ суждение как гипотезу, нуждающуюся ещ¸ в проверке, составляет
самую показательную особенность зрелой мысли; отсутствие этой способности — самую
симптоматическую черту мышления реб¸нка.
Осознание формы мысли, опирающееся на возрастающую обобщ¸нность е¸ содержания, в свою
очередь приводит к тому, что мысль становится более обобщ¸нной, систематической и сознательно
целенаправленной. Рассуждения, умозаключения начинают совершаться не только в соответствии с
определ¸нными принципами или правилами, но и на основе этих уже осознанных принципов. Это
осознание формы мысли да¸тся часто не легко, но по мере того как оно достигается, процесс
оперирования формою мысли, овладения ею представляет по большей части особый интерес. В
наблюдающейся иногда у подростков склонности к спорам, дискуссиям, отвлеч¸нным рассуждениям по
существу сплошь и рядом проявляется именно этот интерес к овладению формой мысли.
Новый уровень отвлеч¸нной теоретической мысли сказывается также во взаимоотношениях
мышления и речи, а также мышления и наглядно-образного содержания восприятия, представления. С
развитием теоретического мышления получает принципиально заверш¸нные формы переход от
единичного к всеобщему, от конкретного — к абстрактному, и обратно: единичное становится
выразителем общих свойств, конкретное — формой проявления абстрактного. Притом этот возврат к
конкретному, мысленное воспроизведение конкретного через абстрактные определения, взятые в их
взаимосвязи, представляет собой продукт высшей зрелости мысли.
В отношении между мышлением и речью новый уровень мышления находит себе выражение в
том, что: а) значительную роль в речи начинают играть термины,
т. е. слова, значение которых
определяется из контекста определ¸нной системы научного знания, независимо от случайных
наслоений, которые они могут приобрести в той или иной частной ситуации; б) другим выражением
того же сдвига в мышлении является развивающееся в этот период понимание метафорического
переносного значения слов, поскольку переносное значение слова — это то обобщ¸нное значение,
которое оно приобретает из контекста; наконец, в) особенно заостр¸нно сказываются особенности
речевой формы отвлеч¸нного мышления в умении оперировать формулами с буквенными
обозначениями (алгебра, логика).
Таким образом, вырисовывается общий ход и основные этапы в развитии мышления у реб¸нка,
являющиеся ступенями вс¸ более глубокого познавательного проникновения в действительность.
Мы наметили эти ступени, особенно высшие, очень схематично. Для того чтобы от этой схемы
перейти к изображению конкретного пути умственного развития реб¸нка, необходим целый ряд
специальных экспериментальных исследований. Но возможность правильной постановки этих
исследований предполагает, в свою очередь, правильную общую теоретическую концепцию развития
Hosted by uCoz