Navigation bar
  Print document Start Previous page
 331 of 584 
Next page End  

мышления реб¸нка. Большинство имеющихся работ о мышлении реб¸нка трудно использовать именно
из-за порочной общей концепции, из которой они исходят. Поэтому целесообразно пока с возможной
ч¸ткостью наметить общую линию развития мышления, с тем чтобы затем отдельные звенья е¸ были
уточнены и конкретизированы в специальных исследованиях.
Эти намеченные нами ступени развития мышления могут быть ориентировочно отнесены к
возрастным периодам. Можно ориентировочно сказать, что развитие мыслительной деятельности,
начинающееся с «возраста вопросов», может быть отнесено к дошкольному возрасту, что развитие
эмпирического рассудочного мышления типично по преимуществу для учащегося начальной школы, а
развитие теоретического мышления — для учащегося средней школы. В практических педагогических
целях для предварительной ориентировки педагога это необходимо. Но при этом надо помнить, что
возрастные особенности реально даны лишь в единстве с индивидуальными. В такой сложной и
высокой функции, как мышление, индивидуальные различия особенно велики; они к тому же тем
больше, чем старше реб¸нок, чем выше уровень его развития.
Говоря о ступенях в
развитии мышления, необходимо иметь в виду, что высшие ступени,
развиваясь, не вытесняют низших, а преобразуют их. Когда развивается теоретическое мышление, то ни
сенсо-моторное (наглядно-действенное), ни наглядно-образное мышление, конечно, не исчезают, а
преобразуются, совершенствуются, сами поднимаются на высшую ступень. Между ними создаются
многообразнейшие, сложные, от случая к случаю индивидуально варьирующие взаимоотношения.
Так как ступени в развитии мышления связаны по преимуществу с определ¸нным содержанием,
а не являются универсальными структурами, покрывающими равномерно вс¸ мышление реб¸нка
определ¸нного возраста независимо от его содержания, то в мышлении каждого реб¸нка можно обычно
на различных участках обнаружить одновременное сосуществование различных ступеней.
Ученики старших классов начальной школы обнаруживают качественно различный уровень
мышления при оперировании целыми числами и в операциях с дробями. Так, например, решая пример
из области целых чисел «25 - 11»,
ученик от 25 отнимает 5, а затем из полученного результата, 20,
отнимает 6. Он производит эту операцию, не нуждаясь в опоре на наглядный материал. Его операции с
целыми числами носят абстрактно-вербальный характер, они опираются на знание числовых
отношений.
Но операции с дробями тот же самый ученик может успешно выполнить только при наличии
наглядного материала. Так, например, получив задание разделить 3 предмета на 4 равные части, ученик
дробит каждый предмет на соответствующее количество долей, распределяет доли и затем только да¸т
словесное обозначение полученному результату. Таким образом, его операции с дробями носят
наглядно-действенный характер.
Образования и операции различных уровней, конечно, не просто внешне сосуществуют.
«Сосуществование» различных ступеней в мышлении реб¸нка означает по существу, что в ходе
развития мышления, как и во всяком процессе развития, имеются как передовые, нарождающиеся, так и
отмирающие, отсталые формы, между которыми ид¸т борьба. Внутреннее противоречие и борьба
между передовыми только ещ¸ нарождающимися формами мышления и уже отмирающими формами,
господствовавшими на предыдущей стадии, проходит через всю историю развития мышления.
Сосуществование различных ступеней в мышлении реб¸нка не снимает, конечно, вопроса о том,
какая из них является определяющей. С точки зрения, например, Ж. Пиаже с его теорией спонтанности
мышления, такой ступенью, определяющей подлинный уровень мышления реб¸нка в целом, является
наименее затронутая обучением и потому неизбежно наиболее отсталая сфера. Для нас определяющей
является наиболее передовая область.
На различных этапах развития разные области знания являются теми выдвинутыми впер¸д
участками, на которых формируются более высокие формы мышления, на которых оно раньше всего
переходит на высшую ступень. В раннем возрасте такой областью является, по-видимому, арифметика.
В процессе овладения количественными определениями формируется абстракция от конкретно-
качественных свойств вещей. При переходе из начальной в среднюю школу такую же роль в развитии
отвлеч¸нного мышления может играть алгебра. В разные периоды разные науки вносят каждая свой
специфический вклад в развитие мышления и могут явиться тем плацдармом, на котором раньше
формируются те или иные стороны более высоких ступеней мышления.
Теории развития мышления реб¸нка
Господствующая в современной зарубежной психологии общая концепция развития наложила
Hosted by uCoz