Navigation bar
  Print document Start Previous page
 332 of 584 
Next page End  

очень глубокий отпечаток и на господствующее в ней понимание развития мышления. Типичным для
понимания путей развития мышления у ряда таких крупных исследователей детского мышления, как К.
Бюлер, В. Штерн, Ж. Пиаже и др., является соединение идеализма в трактовке природы мышления с
биологизмом в понимании «движущих сил» его развития.
В развитии мышления выделяется ряд будто бы независимых от содержания формальных
структур, сменяющих друг друга в зависимости от возраста. Их последовательность предопределена
биологическими закономерностями возрастного созревания. Значение обучения, в процессе которого
реб¸нок овладевает определ¸нным познавательным содержанием, сводится на-нет. Развитие мышления
рассматривается как «стихийный» процесс, как продукт лишь органического созревания.
На этой биологизаторской основе одна за другой возводятся сугубо идеалистические
надстройки. Так, для В. Штерна существо мысли заключается в «интенциональном отношении»,
которое дано «рядом» с соответствующим представлению содержанием: Штерн связывает его с общей
целенаправленностью, которая, с
точки зрения его «персоналистической» метафизики, изначально
заложена в личности.
В качестве второго признака,
который наряду с интенциональным отношением определяет, по
Штерну, мышление, он выдвигает «господство над движением сознания посредством активного
устремления на новые намерения». Этот процесс овладения процессом своего сознания совершается, по
Штерну, благодаря речи, с развитием которой и начинается поэтому развитие мышления. Развитие
образования понятий начинается с общих принципов и категорий. В итоге у Штерна получается сугубо
идеалистическая
— телеологическая и априористическая концепция развития мышления. В качестве
основного «закона развития» выдвигается то положение, что развитие мышления будто проходит через
ряд стадий, следующих друг за другом с фатальной предопредел¸нностью. Штерн сам отмечает, что в
этом понимании развитие мышления представляет собой частный случай «очень широкого закона
развития». Суть его в конечном сч¸те сводится к тому, что психическое развитие реб¸нка является
стихийным процессом, который совершается самот¸ком в силу взаимодействия (конвергенции)
внутренних закономерностей, заложенных в личности, и внешних факторов.
За этим очень спорным теоретическим обрамлением у Штерна вскрывается большое богатство
никак не связанных с ним очень тонких наблюдений над мышлением детей и ходом их умственного
развития. В отличие от целого ряда других уч¸ных, охотно оперирующих обезличенными
статистическими средними, добытыми пут¸м обработки данных тестирования, Штерн широко
пользуется пристальным длительным индивидуализированным изучением детей (прежде всего
собственных). Эта близость его к жизни детей прида¸т подкупающую свежесть и правдивость многим
частным его наблюдениям.
Аналогичные тенденции определяют и концепцию К. Бюлера. Развитие мышления реб¸нка для
него всецело определяется биологическим созреванием организма. Само понимание мышления оста¸тся
при этом явно идеалистическим. Как и Штерн, К. Бюлер подч¸ркивает роль речи, слова в развитии
мышления и выдвигает на передний план априорные категории.
Особенного внимания и анализа требует та очень популярная концепция детского мышления,
которую дал Ж. Пиаже. Пиаже определяет мышление реб¸нка до 11—12 лет как синкретическое (см.
выше). При этом синкретизм представляется, по крайней мере в первых основных его работах, как
единая универсальная структура, покрывающая вс¸ мышление реб¸нка.
Синкретизм выражается в том, что реб¸нок будто оперирует целостными, не
дифференцированными схемами: синтез
у него не опирается на анализ; вместе с тем он рядополагает,
вместо того чтобы синтезировать. Эта структура мышления, согласно Пиаже, обусловлена
эгоцентрической природой реб¸нка.
Концепция эгоцентризма Пиаже связана с концепцией психоаналитиков,
с одной стороны,
социологической школы Э. Дюркгейма с другой. Пиаже исходит из понятия аутистического
мышления и определяет эгоцентрическую мысль, как промежуточную форму между мыслью
аутистической и разумной. Но в то время как аутистическое мышление определяется в первую очередь
тем, что оно не подчиняется принципу реальности, т. е. не сообразуется с объективной
действительностью, эгоцентрическое мышление определяется в первую очередь тем, что оно не
подчиняется принципу социальности: оно несообщаемо. Переходя к интерпретации аутистической
мысли, Пиаже выдвигает то положение, что генетической основой всех различий между аутистической.
и разумной мыслью является социализированный характер разумной мысли, предназначенной для
сообщения, с одной стороны, и несообщаемость аутистической мысли, по существу своему
индивидуальной,
— с другой. Концепция психоаналитиков перекрывается и перекрещивается с
Hosted by uCoz