Navigation bar
  Print document Start Previous page
 334 of 584 
Next page End  

В психологической литературе СССР изучению мышления реб¸нка посвящ¸н целый ряд
исследований (работы П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Д. Н. Узнадзе и его сотрудников и ряд
других). Некоторые из них связаны с теоретическими построениями, перекликающимися с выше
отмеченными теориями развития мышления реб¸нка.
Глава XI. Речь
Проблему речи обычно ставят в психологии в контексте: мышление и речь. Действительно, с
мышлением речь связана особенно тесно. Слово выражает обобщение, поскольку оно является формой
существования понятия, формой существования мысли. Генетически речь возникла вместе с
мышлением в процессе общественно-трудовой практики и развивалась в процессе общественно-
исторического развития человечества в единстве с мышлением. Но речь вс¸ же выходит за пределы
соотношения с мышлением. Значительную роль в речи играют и эмоциональные моменты: речь
коррелирует с сознанием в целом.
Речь и общение. Функции речи
Изучая человеческое сознание и подч¸ркивая его связь с деятельностью, в которой оно не только
проявляется, но и формируется, нельзя отвлечься от того, что человек — общественное существо, его
деятельность — общественная деятельность и сознание его — общественное сознание. Сознание
человека формируется в процессе общения между людьми. Совершающийся на основе совместной
практической деятельности процесс духовного, сознательного общения между людьми осуществляется
через посредство речи. Поэтому конкретную реализацию положение об общественном характере
человеческого сознания получает в признании единства речи или языка и сознания. «Язык, — писал К.
Маркс, — как раз и есть практическое, существующее и для других людей, и лишь и тем самым
существующее также и для меня самого действительное сознание». [К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. IV,
1933, стр. 20;
К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч. Т. 3.
С. 29.] В тесной взаимосвязи с единством сознания и
деятельности как существеннейший для психологического исследования факт выступает, таким
образом, единство сознания и языка.
В значительной мере благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека, не
ограничиваясь личным опытом, собственными наблюдениями, через посредство языка питается и
обогащается результатами общественного опыта; наблюдения и знания всех людей становятся или
могут благодаря речи стать достоянием каждого.
Речь вместе с тем своеобразно размыкает для меня сознание другого человека, делая его
доступным для многогранных и тончайшим образом нюансированных воздействий. Включаясь в
процесс реальных практических отношений, общей деятельности людей, речь через сообщение
(выражение, воздействие) включает в него сознание человека. Благодаря речи сознание одного человека
становится данностью для другого.
Основная функция сознания — это осознание бытия, его отражение. Эту функцию язык и речь
выполняют специфическим образом: они отражают бытие, обозначая его. Речь, как и язык, если взять
их сначала в их единстве, это обозначающее отражение бытия. Но речь и язык и едины, и различны.
Они обозначают два различных аспекта единого целого.
Речь это деятельность общения выражения, воздействия, сообщения
посредством
языка;
речь — это язык в действии. Речь, и единая с языком и отличная от него, является единством
определ¸нной деятельности — общения — и определ¸нного содержания, которое обозначает и,
обозначая, отражает бытие. Точнее, речь — это форма существования сознания (мыслей, чувств,
переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщ¸нного отражения
действительности, или форма существования мышления.
Речь — это язык, функционирующий в контексте индивидуального сознания. В соответствии с
этим психология речи отграничивается от языкознания, изучающего язык; вместе с тем определяется
специфический объект психологии речи в отличие от психологии мышления, чувств и т. д., которые
выражаются в форме речи. Фиксированные в языке обобщ¸нные значения, отражающие общественный
опыт, приобретают в контексте индивидуального сознания, в связи с мотивами и целями,
определяющими речь как акт деятельности индивида, индивидуальное значение или смысл,
отражающие личное отношение говорящего — не только его знания, но и его переживания в том
Hosted by uCoz