Navigation bar
  Print document Start Previous page
 339 of 584 
Next page End  

с опасностью ситуация; таким образом, между криком и бегством создалась условно-рефлекторная
связь; это связь между бегством и криком, а не тем, что он обозначает.
Сигнальная мимика животных может иметь своим следствием ту или иную реакцию других
животных; но средством сознательного воздействия, при помощи которого субъект в состоянии оказать
воздействие, соответствующее поставленной им цели, может быть только речь, которая что-то
обозначает, имеет определ¸нное значение. Чтобы включиться в речь, сигнальная функция
выразительных движений должна перестроиться на семантической основе; непроизвольный сигнал
должен приобрести осознанное значение. Речь в подлинном смысле слова является средством
сознательного воздействия и сообщения, осуществляемых на основе семантического содержания речи,
— в этом специфика речи в подлинном смысле слова, речи человека.
Ни одному уч¸ному не удалось констатировать наличие такой сигнификативной связи у какого-
либо животного. Все попытки Н. Келлога и Р. Иеркса обучить обезьян речи кончились полной
неудачей. Функция обозначения отсутствует у животных.
В своих опытах В. Келер, дав обезьянам в¸дра с красками и кисти, создал максимально
благоприятные условия для выявления у животных способности создать изображение какого-то
предмета. Обезьяны с большой охотой раскрашивали окружающие предметы, они измазали все стены,
но ни разу, при самом тщательном наблюдении, Келеру не удалось констатировать, чтобы животные
рассматривали продукты своей мазни как изображение, как знаки чего-то другого. Изобразительного
рисунка у них не наблюдалось; функция знака отсутствовала. В сво¸м исследовании Л. Бушан
констатировал, что три различных крика у гиббона соответствовали различной интенсивности голода, а
не различным видам пищи, которые давались обезьяне. Тот же крик употреблялся при определ¸нной
степени голода, какая бы пища ни давалась гиббону, и разные крики при различной степени голода и
одной и той же пище. Каждый крик был, таким образом, выражением одного и того же аффективного
состояния, а не обозначением объективных обстоятельств или предметов.
Итак, в речи человека можно психологическим анализом выделить различные функции, но они не
внешние друг другу «аспекты»; они включены в единство, внутри которого они друг друга определяют
и опосредуют. Так, речь выполняет свою функцию сообщения на основе е¸ смысловой, семантической,
обозначающей функции. Но не в меньшей, а в ещ¸ большей степени и обратно — семантическая
функция обозначения формируется на основе коммуникативной функции речи. По существу
общественная жизнь, общение превращает крик в носителя значения. Выразительное движение из
непроизвольной разрядки может стать речью, приобрести значение только в силу того, что субъект
замечает то воздействие, которое оно оказывает на других. Реб¸нок сначала изда¸т крик потому, что он
голоден, а затем пользуется им для того, чтобы его накормили. Звук сначала выполняет функции
обозначения объективно, служа сигналом для другого. Лишь благодаря тому, что он выполняет эту
функцию в отношении другого, он нами самими осозна¸тся в сво¸м значении, приобретает для нас
значение. Первоначально отражаясь в сознании другого человека, речь приобретает значение для нас
самих. Так и в дальнейшем — из употребления слова мы устанавливаем вс¸ более точно его значение,
сначала мало осознанное, по тому значению, в каком оно понимается другими. Понимание является
одним из конституирующих моментов речи. Возникновение речи вне общества невозможно, речь —
социальный продукт; предназначенная для общения, она и возникает в общении. Притом социальная
предназначенность речи определяет не только е¸ генезис; она отражается и на внутреннем, смысловом
содержании речи. Две основные функции речи
коммуникативная и сигнификативная, благодаря
которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания, формируются
одна через другую и функционируют одна в другой. Социальный характер речи как средства общения и
е¸ обозначающий характер неразрывно связаны между собой. В речи в единстве и внутреннем
взаимопроникновении представлены общественная природа человека и свойственная ему
сознательность.
Всякая реальная конкретная речь или высказывание человека является определ¸нной
специфической деятельностью или действием его, которое исходит из тех или иных мотивов и
преследует определ¸нную цель. В контексте этих мотивов и целей говорящего объективный смысл или
значение его высказывания приобретает новый смысл: за объективным содержанием того, что сказал
говорящий, выступает то. что он имел в виду, то, что он хотел высказать — дать почувствовать, или
понять, то, ради чего он вс¸ это сказал. Предметный текст оказывается снабж¸нным более или менее
богатым и выразительным подтекстом. Образующийся таким образом личностный контекст определяет
смысл речи, как высказывания данного человека. Строясь на основе его предметного значения, этот
личностный смысл речи может как сходиться, так и расходиться с ним — в зависимости от целей и
Hosted by uCoz