Navigation bar
  Print document Start Previous page
 342 of 584 
Next page End  

находился пишущий. Поэтому в письменной речи требуется иное, чем в устной, — более разв¸рнутое
построение речи, иное раскрытие содержания мысли. В письменной речи все существенные связи
мысли должны быть раскрыты и отражены. Письменная речь требует более систематического,
логически связного изложения. В письменной речи вс¸ должно быть понятно исключительно из е¸
собственного смыслового содержания, из е¸ контекста; письменная речь — это «контекстная» речь.
Контекстное построение приобретает в письменной речи реальное значение ещ¸ и потому, что
выразительные средства (модуляции голоса, интонация, голосовые подч¸ркивания и т. д.), которыми так
богата устная речь особенно некоторых людей, в письменной речи очень ограничены.
Письменная речь требует, далее, особенной продуманности, плановости, сознательности. В
условиях устной речи собеседник и в какой-то мере даже молчаливый слушатель помогает
регулировать речь. Непосредственный контакт с собеседником в разговоре быстро обнаруживает
непонимание; реакция слушателя непроизвольно для говорящего направляет его речь в нужное русло,
заставляет подробнее остановиться на одном, пояснить другое и т. д. В письменной речи это
непосредственное регулирование речи говорящего со стороны собеседника или слушателя отсутствует.
Пишущий должен самостоятельно определить построение своей речи так, чтобы она была понятна для
читателя.
Специфические формы связной речи, т. е. речи, передающей логически связное содержание в
форме, понятной из самого контекста, несомненно выработались в процессе исторического развития
письменной речи; в древних памятниках письменности ещ¸ явно выступают формы устной ситуативной
речи. Развитие мышления, являющегося продуктом исторического развития, существенно связано с
развитием письменной речи также и пятому, что письменная речь обеспечила историческую
преемственность, необходимую для развития теоретического мышления.
[Вопрос о различии
письменной и устной речи с большой ч¸ткостью был поставлен ещ¸ Аристотелем. В новейшей
лингвистической литературе он освещ¸н главным образом у Ч. Балли (Bally). В нашей советской
психологической литературе этот вопрос разрабатывал Л. С. Выготский.]
При всех различиях, которые существуют между письменной и устной речью, нельзя, однако,
внешне противопоставлять их друг другу. Ни устная, ни письменная речь не представляют собой
однородного целого. Существуют различные виды как устной, так и письменной речи. Устная речь
может быть, с одной стороны, разговорной речью, речью-беседой, с другой — речью, ораторским
выступлением, докладом, лекцией. Существуют также различные разновидности письменной речи:
письмо будет по своему характеру, по стилю существенно отличаться от речи научного трактата;
эпистолярный стиль — особый стиль; он значительно приближается к стилю и общему характеру
устной речи. С другой стороны, речь, публичное выступление, лекция, доклад по своему характеру в
некоторых отношениях значительно приближаются к письменной речи. Лекция, доклад и т. д
располагают всеми выразительными средствами устной речи. И искусство этой формы устной речи
включает в себя использование и этих выразительных средств; вопреки общепринятому выражению о
чтении лекций, лекцию нельзя превращать просто в «чтение» некоторого текста. Речь-лекция должна
соединять в себе особенности как устной, так и письменной речи. Произнес¸нная перед безмолвной
аудиторией, она должна быть в какой-то мере вс¸ же лекцией-беседой: сугубо тонкая чувствительность,
улавливающая невысказанное состояние аудитории, податливой или сопротивляющейся, увлеч¸нной
или скучающей, и умение тут же, как в речи-беседе, учесть по едва уловимым реакциям слушателей их
внутреннее состояние и отношение к сказанному — все эти особенности устной речи должны
сочетаться со строгой систематичностью и логической связностью изложения, свойственными не
разговорной устной, а письменной речи.
Таким образом, если разговорная устная речь весьма значительно отличается от письменной
речи научного трактата, то расстояние, отделяющее устную речь-лекцию, доклад от письменной речи, с
одной стороны, и стиль разговорной речи от эпистолярного стиля — с другой, значительно меньше. Это
означает, во-первых, что устная и письменная речь — не внешние противоположности, они
воздействуют друг на друга; формы, выработавшиеся в одной из них и специфичные для не¸, переходят
на другую. Это означает, во-вторых, что коренные различия между основными типами устной
разговорной речи и письменной научной речи связаны не просто с техникой письма и звуковой устной
речи, а и с различием функций, которые они выполняют; устная разговорная речь служит для общения с
собеседником в условиях непосредственного контакта и по преимуществу для сообщения, касающегося
непосредственно переживаемого. Письменная речь служит обычно для нужд более отвлеч¸нной мысли.
Существенно отличны между собой, и притом также по своему отношению к мышлению,
внешняя, громкая устная речь и речь внутренняя, которой мы по преимуществу пользуемся тогда,
Hosted by uCoz