Navigation bar
  Print document Start Previous page
 346 of 584 
Next page End  

Нуаре.
Принципиально иное решение вопроса о происхождении языка дано в высказываниях Маркса и
Энгельса и своеобразно разработано Марром. Опираясь на них, мы можем сформулировать следующие
положения: 1) Язык неотрывная составная часть материальной культуры: его генезис и развитие
могут быть поняты лишь в связи с общественно-историческим развитием человека, на основе его
производственных отношений. 2) Язык не может быть объясн¸н инстинктивным рефлекторным
процессом; он не естественный, а общественный продукт и возникает, лишь преломившись через
общественное сознание. 3) Язык человека не может поэтому изучаться исключительно в
физиологически-фонетическом плане: необходимо учитывать его смысловую сторону,
изучать его
нужно в связи с мышлением. При этом и фонетическая сторона речи состоит не из естественных
криков, а из фонем — членораздельных звуков, обработанных человеком для выражения смыслового
содержания.
Опираясь на исследования, обнаружившие у ряда народов, наряду с звуковой речью,
кинетическую, или линейную, ручную, речь (Кэшинг), Марр выдвинул то положение, что генетически
первичной была не звуковая, а линейная, кинетическая речь.
Жест рукой, эскизно, сокращ¸нно
изображающий трудовую операцию, становился знаком, служащим для е¸ обозначения. Связь знака с
обозначаемым была здесь наглядной и потому непосредственно доступной примитивному сознанию.
Эта речь, сначала непосредственно включавшаяся в трудовой процесс и служившая для его
организации, затем выделяется из него.
На основе этой кинетической речи окрепло мышление; тогда лишь стало возможным
возникновение звуковой речи со свойственной ей более абстрактной связью между словом и
обозначаемым.
Развитие звуковой речи в свою очередь создавало благоприятные предпосылки для дальнейшего
развития более отвлеч¸нного мышления; точно так же развитие письменной речи, с одной стороны,
предполагало развитие более отвлеч¸нного мышления, а с другой, в свою очередь, создавало для не¸
предпосылки.
Решение часто дискутируемого вопроса о соотношении речи и мышления, о том, речи или
мышлению принадлежит исторический приоритет, предполагает уч¸т стадиальности в развитии как
речи, так и мышления. Развитие речи и мышления включается в единый процесс, в котором причина и
следствие постоянно меняются местами. Однако в единстве мышления и речи мышление оста¸тся
определяющим и ведущим.
Развитие языка включает в себя фонетическое его развитие, морфологическое и семантическое.
В фонетическом развитии языка обнаруживается тенденция перехода к более кратким словам и
л¸гким звукосочетаниям. «Первоначальный язык, — пишет Иесперсен, — мы должны себе
представлять как язык, состоящий в большей части из очень длинных слов, содержащих в избытке
трудно произносимые звуки; они скорее пелись, чем говорились». В языке при этом
выкристаллизовываются определ¸нные устойчивые фонетические единицы, являющиеся носителями
определ¸нных функциональных отношений в смысловой системе речи; это фонемы, в отличие от звуков
не определимые механической суммой своих физических свойств. Многие из их физических свойств
оказываются несущественными; фонема определяется теми физическими компонентами, которые стали
носителями определ¸нного функционального значения. [O. Jespersen, La realite psychologique des
phonemes», «Journal de Psychologie», 1933, ¹ 1—4, стр. 247 и cл.]
Фонетическое развитие речи, т. е. изменение звуковых комплексов, являющихся носителями
смыслового содержания речи, связано с изменением значения этих звуковых комплексов, — с
семантическим развитием речи. Фонетическое развитие речи не является, таким образом, чисто
физиологическим процессом, а имеет исторический характер.
Морфологическое развитие языка не ид¸т, как сначала считали, от изолированных элементов
через агглютинацию (сращение этих элементов) к флексиям. Основная линия этого развития вед¸т от
нерасчлен¸нных, синкретически сращ¸нных образований к вычлененным, относительно однозначным
составным частям, которые обозначают понятия; их можно свободно соединять по вс¸ более строго
определ¸нным правилам.
Выделение в языке константных составных частей, свободно сочетаемых по определ¸нным
правилам, подчинено основной тенденции семантического развития содержания речи (см. дальше). Оно
служит для вс¸ более адекватного выражения однозначных понятий абстрактной мысли, объединяемых
определ¸нными соотношениями. Развитие речи и мышления совершается в неразрывном единстве; они
включены в единство одного процесса.
Hosted by uCoz