Navigation bar
  Print document Start Previous page
 347 of 584 
Next page End  

Морфологическое развитие, как и фонетическое, связано с семантическим развитием языка.
Значение слов не оста¸тся неизменным. Смысловое содержание речи также развивается.
Первобытная речь отличалась полисемантизмом (Марр): слова е¸ были многозначны; множество
различных значений одного слова объединялись общей функцией объединяемых в н¸м предметов.
Кинетический язык жестов и мимики служил для дифференциации этих значений от ситуации к
ситуации. Диффузность речи на ранних стадиях развития выражалась и в том, что одно и то же слово в
ней обозначало противоположные понятия, как начало и конец, глубокий и высокий и т. д.
В семантическом развитии речи, т. е. в развитии значения слов, существенную роль играет
перенос старых названий на новые явления по функциональному признаку. Если определ¸нную
функцию, в частности хозяйственную, выполнял сначала один предмет, а затем — с развитием
производственных отношений — другой, то прежнее название того предмета, который выполнял
данную функцию, переносится на новый. Так, например, если в качестве средства передвижения
первоначально пользовались собакой, затем оленем и позже лошадью, то тот же термин — по функции
перевозки — переносился с собаки на оленя и с него на лошадь; в другом месте тот же термин мог
пройти такой ряд: олень — слон — ос¸л.
Основная линия в семантическом развитии — растущая абстрактность и обобщ¸нность языка. На
ранних стадиях развития речь оперирует по преимуществу единичными, наглядными, притом
многозначными, от ситуации к ситуации изменяющимися в сво¸м значении словами, в которых
индикативная функция слов, сближающая их с указательным жестом, держится на очень
неопредел¸нном, бедном и
необобщ¸нном содержании. Известно, что у народов, находящихся на
ранних стадиях социального и культурного развития, нет слов для обозначения понятий. Так, жители
Тасмании имеют обозначения для каждой разновидности австралийской акации, но у них нет слова
«дерево»; у зулусов есть слова для обозначения «белой коровы», «бурой коровы» и пр., но нет слова
«корова»; у могикан существуют слова для обозначения разрезывания различных предметов, но нет
слова «разрезать» вообще. Многие народы имеют различные слова для обозначения серого цвета утки,
лошади, шерсти и т. д. и не имеют общего обозначения для соответствующего цвета. Ряд языков не
знает слов «брат», «отец», но имеет обозначения для младшего брата, для старшего брата и т. д., точно
так же для отца одного, двух, тр¸х сыновей или дочерей. От ранних конкретных ситуативных слов речь,
в связи с развитием мышления, переходила ко вс¸ более обобщ¸нным и абстрактным образованиям.
Ту же тенденцию от частного к обобщ¸нному, абстрактному обнаруживает и развитие
письменной речи.
Она сказывается очень наглядно уже на раннем идеографическом письме,
символизирующем наглядным образом абстрактную идею.
Идеографические знаки индейцев (по К. Дункеру).
1 — вражда; 2 — начало дня; 3 — нет; 4 — еда
Идеографические знаки китайцев (по Р. Турнвальду).
1 — полные руки: полный, совершенный; 2 — протянутые руки: дружба; 3 — руки, поднятые
над головой в знак преданности: повелитель
Идеографические знаки египтян (по Масперо).
1 — рука у рта: есть, говорить; 2 — потолок, верх, небо; 3 — волны; 4 — поднятые руки:
радость; 5 — человек с посохом: старость; 6 — подпрыгивающий реб¸нок: молодость, воспитание
От идеограммы письменная речь переходит к фонетическому знаку. Сначала у ассирийцев
идеограмма сопровождалась фонетическим знаком последнего слога, позволяющим дифференцировать
идеограмму. У египтян идеограмма становится знаком первого слога соответствующего слова: письмо
становится силлабическим (слоговым). У греков, наконец, оно становится алфабетическим: буквенный
Hosted by uCoz