Navigation bar
  Print document Start Previous page
 348 of 584 
Next page End  

знак обозначает звук. Письменная речь удаляется от образности. При этом она оказывается
опосредованной устной речью, между тем как сначала она развивалась независимо от не¸. Вместе с тем
она становится вс¸ более приспособленной для выражения абстрактной мысли.
Развитие речи у детей
Возникновение и первые этапы развития речи реб¸нка
В онтогенезе возникновение и развитие речи может быть предметом непосредственного
наблюдения психолога.
Развитие речи у реб¸нка опосредовано обучением: реб¸нок научается говорить. Однако это
никак не означает, что овладение речью, своим родным языком является в целом результатом
специальной учебной деятельности, целью которой являлось бы для реб¸нка изучение речи. Такая
учебная деятельность включается затем — при изучении грамматики, т. е. системы норм языка,
которым на практике уже владеет реб¸нок, при овладении — на базе устной речи — письменной речью,
при изучении иностранного языка, но первичное овладение родным языком,
подлинно живой речью
совершается в процессе жизненно мотивированной деятельности общения. Только этим пут¸м
достигается подлинное понимание речи как речи. Реб¸нок нормально овладевает речью — научается
говорить —
пользуясь речью в процессе общения, а не изучая е¸ в процессе учения. (Конечно, и этот
процесс общения организуется взрослыми и при том так, чтобы привести к овладению речью.) Учебная
деятельность, в которой перед учеником ставилась бы специальная цель — изучение речи, выделяется
из речевой деятельности, в процессе которой овладение речью является результатом, а не целью.
Возникая на основе этой последней, учебная работа над речью и дорабатывает то, что зарождается до и
независимо от не¸. Способ овладения речью существенно в этом отличен от способа, которым человек,
обучаясь математике, овладевает, например, алгеброй или анализом. Он органически связан с природой
речи: речь, полноценная речь человека — не система знаков, значение и употребление которых может
быть произвольно установлено и выучено, как выучиваются правила оперирования алгебраическими
знаками. Подлинное слово живой речи, в отличие от знака, произвольно устанавливаемого, имеет свою
историю, в ходе которой оно обретает сво¸ независимое от моего произвола значение. Для овладения
подлинным словом необходимо, чтобы оно было не просто выучено, а в процессе употребления,
удовлетворяя реальным потребностям говорящего, включилось в его жизнь и деятельность.
В течение первого, подготовительного, периода развития речи, до того как реб¸нок начинает
говорить, он прежде всего приобретает некоторый пассивный фонетический материал, овладевает
своим голосовым аппаратом и научается понимать речь окружающих. Первые звуки реб¸нка — крики.
Это инстинктивные или рефлекторные реакции. Крики издают и глухие дети (из-за этого окружающие
не всегда сразу распознают их глухоту); они, значит, не продукт подражания или выучки. По своему
фонетическому составу первые звуки, которые изда¸т реб¸нок, приближаются к гласным а, е, у;
к ним
прибавляется в виде придыхания звук, близкий к х и к гортанному р, в основном сочетание эрэ.
Из
согласных, далее, одними из первых появляются губные м, п, б;
затем идут зубные д, т,
наконец,
шипящие.
По данным ещ¸ не опубликованного исследования Швачкина, развитие различных фонем языка
при восприятии речи окружающих совершается у реб¸нка в такой последовательности: сначала — 1-я
ступень различение гласных (a; i
— и; i
— е; е — о; и — о), затем —
2-я ступень различение
согласных. При этом: 1) сначала воспринимается само их наличие, потом начинают последовательно
различаться 2) сонорные и артикулируемые шумные (m — b; r — d), 3) тв¸рдые и мягкие, 4) различные
сонорные между собой, 5) различные шумные между собой.
Около начала третьего месяца у реб¸нка появляется лепет,
как бы игра звуком. Лепет от крика
отличается, во-первых, большим разнообразием звуков, а во-вторых, тем, что звуки лепета, продукт
игры звуком, менее связаны, более свободны, чем инстинктивные крики. В лепете реб¸нок овладевает
произнесением разнообразных, свободных по отношению к инстинктивным реакциям звуков. Лепет
благодаря этому подготовляет возможность овладения в дальнейшем звуковым составом слов речи
окружающих взрослых.
Овладению речью, умению самому ею пользоваться для общения предшествует зарождающееся
сначала понимание речи окружающих. Оно имеет существенное значение в речевом развитии реб¸нка,
представляя собой начальный этап в развитии основной для него функции общения. Но сначала это
Hosted by uCoz