Navigation bar
  Print document Start Previous page
 349 of 584 
Next page End  

понимание носит, естественно, очень примитивный характер.
По некоторым наблюдениям (например по передаваемому В. Прейером наблюдению Г.
Линднера [В. Прейер, Душа реб¸нка:
наблюдение над духовным развитием человека в первые годы
жизни. СПб., 1912.]), с 5 месяцев дети начинают определ¸нным образом реагировать на слова. Так, в
случае Линднера, перед реб¸нком, смотревшим на часы, произносилось слово «тик-так»; когда затем то
же слово повторялось, реб¸нок обращал взгляды на часы. У него создалась связь между звуком и
некоторой ситуацией или реакцией на него.
Природу этого «понимания» раскрывает другое наблюдение того же Г. Линднера и аналогичные
наблюдения В. Прейера и Тарпполета. Оказалось, что достаточно воспроизвести из предложения, на
которое реб¸нок реагирует определ¸нной реакцией, одно характерное слово или даже одну
господствующую гласную, для того чтобы реб¸нок 6—8 мес. или даже 1 года и 4 мес. (у Прейера)
ответил той же реакцией; в случае Тарпполета реб¸нок (0;6
0;9), поворачивавший голову к окну,
когда его спрашивали, где окно, реагировал точно так же, когда этот вопрос впервые был ему задан — с
той же интонацией — на иностранном языке; совершенно очевидно, что здесь не может быть ещ¸ речи
о подлинном понимании.
Сторонники ассоциативной психологии считали, что понимание значения слов основывается на
ассоциативных связях, а рефлексологи утверждают, что эта связь имеет условно-рефлекторный
характер. Надо признать, что они правы: первично связь слова с ситуацией, к которой оно относится, с
реакцией, которую оно вызывает, имеет ассоциативный или условно-рефлекторный характер. Но к
этому нужно добавить, что, пока эта связь носит условно-рефлекторный или ассоциативный характер,
это ещ¸ не речь в подлинном смысле слова. Речь возникает тогда, когда связь слова и его значение
переста¸т быть только условно-рефлекторной или ассоциативной, а становится смысловой,
сигнификативной.
На основе понимания, сначала очень примитивного, чужой речи и овладения своим голосовым
аппаратом начинает развиваться собственная речь реб¸нка. Это овладение речью как средством
общения между людьми, отражая, с одной стороны, новые нарождающиеся потребности реб¸нка и
сдвиги, происходящие в его реальных взаимоотношениях с окружающими, вместе с тем в свою очередь
вносит в них радикальные изменения. Реб¸нок начинает овладевать новым специфически человеческим
способом общения с людьми, посредством которого он может сообщать им свои мысли и чувства,
воздействовать на их чувства и направление их мыслей.
Первые осмысленные слова, произносимые самим реб¸нком, появляются к концу первого, к
началу второго года. Они состоят преимущественно из губных и зубных согласных, соедин¸нных с
гласным в слог, обычно многократно повторяющийся: мама, баба, папа. Взрослые превратили эти
первые звукосочетания в наименование родителей и т. д. Поэтому эти слова имеют в сво¸м звуковом
составе столь широко распростран¸нный «интернациональный» характер.
[Хотя значение их у разных
народов вс¸ же различно.] По своему значению эти первые осмысленные слова реб¸нка выражают (как
подчеркнул Э. Мейман) преимущественно потребности, аффективные состояния, желания реб¸нка.
Обозначающая функция речи выделяется позднее (приблизительно к 1? годам). Е¸ появление
знаменует, несомненно, значительный сдвиг в речевом развитии реб¸нка. Реб¸нок начинает
интересоваться названиями предметов, требуя от окружающих ответа на вопросы «что это?».
Результатом этой активности реб¸нка является начинающийся обычно с этого момента быстрый рост
словаря, особенно им¸н существительных. В. Штерн говорит, что в этот момент реб¸нок делает
величайшее открытие в своей жизни: он открывает, что «каждая вещь имеет сво¸ название».
Штерн
считает, что это первая «действительно общая мысль реб¸нка».
Факты говорят за то, что
приблизительно в 1? года в речевом развитии реб¸нка действительно совершается большой скачок. Но
интерпретация этого факта у Штерна явно ошибочна. Представление о том, что у полуторагодовалого
реб¸нка появляется такая «действительно общая мысль», что «каждая вещь имеет сво¸ название», с
очевидностью опровергается всеми данными об общем умственном развитии реб¸нка этого возраста.
Оно покоится на принципиально неправильной, интеллектуалистической концепции, согласно которой
реб¸нок сначала в чисто теоретическом плане сознания делает открытие, которое он затем применяет на
практике. Это отношение нужно перевернуть с головы на ноги. Реб¸нок открывает не общий
теоретический принцип; он практически овладевает
при содействии взрослых
новым, в самой
основе своей социальным, способом обращаться с вещами посредством слова. Он узна¸т, что
посредством слова можно указать на вещь, обратить на не¸ внимание взрослых, получить е¸. Основным
и решающим в речевом развитии реб¸нка является не само по себе овладение обозначающей функцией
слова, а именно это — то, что реб¸нок приобретает возможность посредством речи вступать в
Hosted by uCoz