Navigation bar
  Print document Start Previous page
 35 of 584 
Next page End  

в соотношении с условиями, в которых они получены. Поэтому, чтобы правильно интерпретировать
результаты психологического эксперимента, необходимо сопоставить условия эксперимента с
предэкспериментальной ситуацией и с условиями всего пути развития данного человека и
интерпретировать непосредственные данные эксперимента применительно к ним.
Учитывая вс¸ это, необходимо: 1) преобразовать эксперимент изнутри, чтобы преодолеть
искусственность традиционного эксперимента; 2) дополнить эксперимент другими методическими
средствами. Для разрешения тех же задач: 3) вводятся методические варианты, являющиеся
промежуточными формами между экспериментом и наблюдением, и другие вспомогательные методы.
Своеобразным вариантом эксперимента, представляющим как бы промежуточную форму между
наблюдением и экспериментом, является метод так называемого естественного эксперимента,
предложенный А. Ф. Лазурским.
Его основная тенденция сочетать экспериментальность исследования с естественностью
условий — весьма ценна и значима. Конкретно эта тенденция у Лазурского в его методике
естественного эксперимента реализуется следующим образом: при методе естественного эксперимента
экспериментальному воздействию подвергаются условия, в которых протекает изучаемая деятельность,
сама же деятельность испытуемого наблюдается в е¸ естественном протекании.
Так, например, предварительным анализом выявляется значимость различных предметов
школьного обучения, их влияние на проявление тех или иных психических процессов реб¸нка, которые
затем изучаются в естественных условиях школьной работы по данному предмету. Или предварительно
устанавливается, в какой игре особенно ярко проявляется та или иная черта характера; затем в целях
изучения проявлений этой черты у различных детей они вовлекаются в данную игру. В процессе этой
игры исследователь наблюдает их деятельность, протекающую в естественных условиях. Вместо того
чтобы переводить изучаемые явления в лабораторные условия, стараются учесть влияние и подобрать
естественные условия, соответствующие целям исследования. В этих соответственно подобранных
условиях подлежащие
изучению процессы наблюдаются в их естественном протекании, без всякого
вмешательства со стороны экспериментатора.
Мы вводим в наши исследования по психологии реб¸нка другой вариант естественного
эксперимента. А. Ф. Лазурский избегал непосредственного воздействия на реб¸нка в интересах
«естественности». Но в действительности реб¸нок развивается в условиях воспитания и обучения, т. е.
определ¸нным образом организованного воздействия на него. Соблюдение естественных условий
развития поэтому никак не требует устранения всякого воздействия вообще. Воздействие, построенное
по типу педагогического процесса, вполне естественно. Мы и вводим его в эксперимент, реализуя таким
образом новый вариант «естественного» эксперимента,
который должен, по нашему мнению, занять
центральное место в методике психолого-педагогического исследования реб¸нка.
Мы изучаем реб¸нка, обучая его. Мы не отказываемся для этого от экспериментирования в
пользу наблюдения за педагогическим процессом, а вводим элементы педагогического воздействия в
сам эксперимент, строя изучение по типу экспериментального урока. Обучая реб¸нка, мы стремимся не
зафиксировать стадию или уровень, на котором находится реб¸нок, а помочь ему продвинуться с этой
стадии на следующую высшую стадию. В этом продвижении мы изучаем закономерности развития
детской психики. [См. сб. «Уч¸ные записки кафедры психологии Гос. пед. ин-та им. Герцена» Т. 18, 34
и 35.]
Другие методы психологического исследования
а) В системе методов психологического исследования существенное место занимает изучение
продуктов деятельности или, точнее, изучение психических особенностей деятельности на основании
продуктов этой деятельности.
Этот метод обращается от прямого изучения протекания самой
деятельности к изучению е¸ продуктов, для того чтобы по ним косвенно судить о психологических
особенностях деятельности и, далее, действующего субъекта; потому этот метод иногда называют
методом косвенного наблюдения (Рибо).
Этим методом широко пользуются в исторической психологии для изучения психологии
человека в давнопрошедшие исторические времена, недоступные уже для непосредственного
наблюдения или экспериментирования.
При этом речь должна идти не о том, чтобы вывести — в духе идеализма — закономерности
развития культуры из психологических закономерностей, а о том, чтобы понять закономерности
психологического развития человека, опираясь на закономерности его общественно-исторического
Hosted by uCoz