Navigation bar
  Print document Start Previous page
 353 of 584 
Next page End  

Стоит сопоставить возрастные средние Штерна и Смита с этими данными о словаре различных
детей одного и того же возраста, для того чтобы убедиться, как велики индивидуальные различия в
сколько-нибудь сложных проявлениях различных детей и как ограничено применительно к ним
реальное значение возрастных средних.
Рост словаря продолжается и в последующие годы. Согласно данным Л. и К. Анфруа,
полученным на основе анкетного исследования 6 000 детей, запас слов у детей от 7 до 14 лет возрастает
от 1 900 до 19 800.
П. Гильом да¸т кривую роста словаря до 19 лет. Приводимые им данные для возраста от 6 до 19
лет основаны не на непосредственных подсч¸тах употребляемых реб¸нком или подростком слов, а на
косвенных вычислениях его словаря.
Рост словаря по П. Гильому
Полный пассивный словарь высчитывался следующим образом: выясняется, сколько слов из 300,
наудачу взятых из словаря, известны детям; полный словарь определялся из соотношения 300 к 30 000
слов, заключавшимся в словаре. (Система списков, которой пользовался ряд исследователей для
определения словаря, была предложена Клапаредом.)
Бове (Институт Руссо в Женеве) в своих исследованиях устанавливает разницу между словар¸м,
понимаемым и употребляемым (т. е. пассивным и активным), а в этом последнем — между словар¸м
разговорным и письменным и, далее, между полным словар¸м (охватывающим все слова,
употребляемые субъектом), и обыденным словар¸м, состоящим из слов, составляющих основу его
разговорной речи. В приводимых различными авторами цифровых данных эти различия не всегда
учтены, и методы определения словаря не у всех единообразны. Это уменьшает ценность
сравнительного их использования.
При изучении словаря необходимо прежде всего различать пассивный и активный словарь, т. е.
запас слов, которые понятны человеку, и запас слов, которыми он пользуется в собственной речи. Они
не совпадают. Активный словарь, естественно, отста¸т от пассивного.
В среднем, по расч¸ту проф. Бабита (Babitt), взрослому человеку со средним образованием (в
Америке) известно приблизительно 30—35 тысяч слов; другие исследования дают значительно более
низкие показатели, колеблющиеся между 11 и 18 тысячами слов. Речь при этом ид¸т о пассивном
словаре, т. е. о запасе слов, которые человек понимает. Тот словарный запас, которым в среднем
фактически пользуется человек в своей разговорной речи и в своей профессиональной работе, т. е. его
активный словарь, — много меньше. Активный словарь писателей, язык которых отличался особенным
богатством, не превышал 20 000 слов. И. Г¸те в своих произведениях оперировал словар¸м в 17 000
слов, а словарь У. Шекспира, богатейший из всех известных, равняется 20 000 слов.
Развитие слов не исчерпывается количественным ростом словаря. Существенно смысловое
развитие словаря, развитие значения слов. Одно и то же слово у взрослого и у реб¸нка на различных
этапах интеллектуального развития реб¸нка имеет различное значение. Первоначально у реб¸нка оно
срастается с той частной ситуацией, в которой оно было применено, комплексно объединяясь с
несущественными, случайными для его значения признаками. Лишь постепенно реб¸нок овладевает
обобщ¸нным значением понятия, независимым от частных ситуаций и несущественных признаков. Оно
уясняется, с одной стороны, благодаря уточнению предметной отнес¸нности слова в результате его
Hosted by uCoz