Navigation bar
  Print document Start Previous page
 354 of 584 
Next page End  

употребления в различных ситуациях, а с другой — благодаря непосредственному раскрытию
обобщ¸нного значения слова, которое реб¸нок усваивает в процессе обучения.
Структура речи
В развитии структуры детской речи отправным пунктом является слово-предложение,
выполняющее на ранних стадиях ту функцию, которая в речи взрослых выражается целым
предложением; «стул»— значит «посади на стул», «придвинь стул» и т. д.; будучи по структуре одним
словом, оно функционально приближается к предложению. Затем в среднем между 1? и 2 годами у
реб¸нка появляются первые не однословные предложения (из 2—3 слов); они представляют собой
сначала как бы цепь однословных предложений. Около 2 лет слова становятся, как в речи взрослых,
зависимыми составными частями предложения: реб¸нок переходит к флексийной речи.
К. Бюлер отмечает этот шаг как второе большое открытие в истории развития детской речи.
Реб¸нок будто бы «начинает понимать основной принцип всех флексивных языков, заключающийся в
том, что отношения (между словами) могут выражаться посредством звуковых изменений слов». Здесь
у К. Бюлера появляется та же интеллектуалистическая концепция, что и у В. Штерна: сначала
понимание общего принципа, затем на основе его практическое употребление соответствующих форм
речи. Снова это отношение между осознанием общего принципа и конкретной практикой надо
перевернуть; понимание общего принципа не столько основание, сколько следствие речевой практики
реб¸нка, строящейся по этому, в обобщ¸нной форме ещ¸ не осознанному, принципу.
Развитие флексийной речи является значительным шагом в речевом развитии реб¸нка; впервые
прокладывается путь к отражению отношений — основного содержания мышления. Первые
флексийные формы — склонения, спряжения, сравнительной и превосходной степени — и различные
способы сложных словообразований реб¸нок, конечно, приобретает от окружающих, усваивая их тогда,
когда его развитие подготовило его
к этому. Но реб¸нок не ограничивается только механическим
закреплением тех словообразований и словоизменений, которым его научили взрослые. На тех
конкретных словоизменениях, которым его обучают взрослые, он овладевает практически некоторой
совокупностью формообразований как способов оперирования словами. Пользуясь ими, реб¸нок затем
самостоятельно образует словоизменения, не полученные им непосредственно пут¸м обучения; на
основе обучения совершается процесс формирования, подлинного речевого развития реб¸нка.
Своеобразные словообразования и словоизменения, в большом количестве встречающиеся у
реб¸нка 2—5 лет, служат ярким тому доказательством.
[Образцы таких словоупотреблений и
словоизменений, которые реб¸нок не мог слышать от взрослых, приводит К. И. Чуковский в книге «От
двух до пяти»; они встречаются и во всех дневниках, посвященных детям этого возраста.]
В первый период появления предложений (2—2;6) речь реб¸нка представляет собой простое
рядоположение главных предложений; придаточные предложения отсутствуют: реб¸нок овладел лишь
формой паратаксиса (форма главного предложения). Главные предложения не связаны или очень слабо
связаны тонкой нитью таких союзов, как «и», «и вот», «и ещ¸». Затем, приблизительно с 2? лет,
начинает появляться форма придаточного предложения — гипотаксис. Это значит, что в речи реб¸нка
устанавливаются отношения подчинения (между придаточным предложением и главным) и
соподчинения (между различными придаточными предложениями). Архитектоника речи становится
более сложной. В е¸ структуре начинает преодолеваться первоначальное синкретическое, ещ¸ не
расчлен¸нное единство и внешнее рядоположение. В речи выделяются отдельные, относительно
самостоятельные части, которые связываются между собой различными отношениями —
пространственными, временными (когда, где). Около 3 лет появляются обычно первые «почему»,
выражающие причинные отношения.
Факт столь раннего появления в речи реб¸нка форм, выражающих причинные, а затем и
различные логические отношения, выражаемые словами «итак», «поэтому», «следовательно», «хотя»,
«но», «несмотря на то, что» и т. д., в сопоставлении с данными об умственном развитии реб¸нка говорит
в пользу того, что оперирование словами, выражающими отношения причинности, основания,
противопоставления и т. д. в более или менее привычных построениях, не доказывает, что реб¸нок
вполне осознал и те принципы или отношения, для выражения которых они служат в речи взрослых. В
силу того, что речь взрослых, которой овладевает реб¸нок, отражает общественное мышление, стоящее
на значительно более высоком уровне, чем собственная ещ¸ не созревшая мысль реб¸нка, в дошкольном
возрасте развитие формальной структуры, грамматических форм речи часто опережает развитие
мышления. Между речевой формой и е¸ мыслительным содержанием, между внешней и внутренней,
Hosted by uCoz