Navigation bar
  Print document Start Previous page
 355 of 584 
Next page End  

смысловой, стороной речи у детей часто существует расхождение; первая опережает вторую. Нельзя
поэтому их отожествлять: наличие у реб¸нка определ¸нных речевых форм не означает ещ¸, что он
осознал и то мыслительное содержание, для выражения которого они служат; наличие слова или
термина не гарантирует ещ¸ его понимания, наличия соответствующего понятия. Существенная задача
психологического исследования заключается поэтому в том, чтобы проследить, как внутри тех речевых
форм, которые реб¸нок в процессе обучения первоначально усваивает, совершается развитие их
смыслового содержания.
Но если определ¸нный уровень развития мышления является, с одной стороны, предпосылкой
для овладения внутренним смысловым содержанием речи и е¸ форм, то, с другой стороны, само
овладение этими речевыми формами вед¸т к развитию мышления.
Определ¸нный уровень развития мышления является предпосылкой каждого дальнейшего шага в
речевом развитии реб¸нка. Но речь в свою очередь оказывает определ¸нное влияние на умственное
развитие реб¸нка, включаясь в процесс формирования его мышления. Речевые формы, опережая
уровень умственного развития того или иного индивида, является отложившимся в форме речи
выражением общественного сознания, сложившимся в результате общественной практики.
Обобщая, классифицируя, речь является по существу первой элементарной формой знания. Язык
общественная форма познания. Через посредство языка общественное познание формирует
мышление реб¸нка и определяет, таким образом, структуру его сознания. Сама формулировка мысли в
слове приводит к тому, что реб¸нок в результате лучше понимает, чем понимал до словесной
формулировки своей мысли: формулируясь, мысль формируется.
Речь, таким образом, не только
сообщает уже готовую мысль, она включается в процесс формирования мышления. В этом е¸ значение
для умственного развития.
Развитие связной речи
Словарь, грамматические формы речи — вс¸ это только средства, только абстрактно выделенные
стороны или моменты речи. Основным в речевом развитии реб¸нка является вс¸ перестраивающееся и
совершенствующееся умение пользоваться речью как средством общения. В зависимости от изменения
форм этого общения изменяются и формы речи. Сначала общение у реб¸нка происходит лишь с его
ближайшим непосредственным окружением. Вкрапленные в непосредственный контакт с близкими
отдельные высказывания, просьбы, вопросы и ответы отливаются в разговорную диалогическую форму.
Лишь затем появляется потребность передать, отобразив его в речевом плане, более или менее
обширное смысловое целое (описание, объяснение, рассказ), предназначенное и для постороннего
слушателя и ему понятное. Тогда развивается связная речь, умение раскрыть мысль в связном речевом
построении.
Развитие связной речи имеет особое значение. Развитие словаря, овладение грамматическими
формами и т. п. включаются в не¸ в качестве частных моментов.
Психологически в известном смысле, прежде всего для самого говорящего, всякая подлинная
речь, передающая мысль, желание говорящего, является связной речью (в отличие от отдельного
зависимого слова, извлеч¸нного из контекста речи), но формы связности в ходе развития изменились.
Связной в специфическом, терминологическом смысле слова мы называем такую речь, которая
отражает в речевом плане все существенные связи своего предметного содержания. Речь может быть
несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли
говорящего, либо потому, что, будучи представлены в мысли говорящего, эти связи не выявлены
надлежащим образом в его речи. Связность собственно речи означает адекватность речевого
оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения е¸ понятности для слушателя или
читателя. Связная речь — это такая речь, которая может быть вполне понятна на основе е¸
собственного предметного содержания. Для того чтобы е¸ понять, нет необходимости специально
учитывать ту частную ситуацию, в которой она произносится; вс¸ в ней понятно для другого из самого
контекста речи; это «контекстная» речь.
Речь маленького реб¸нка сначала отличается в более или менее значительной степени обратным
свойством: она не образует такого связного смыслового целого — такого «контекста», чтобы на
основании только его можно было вполне е¸ понять; для е¸ понимания необходимо учесть ту
конкретную более или менее наглядную ситуацию, в которой находится реб¸нок и к которой относится
его речь. Смысловое содержание его речи становится понятным, лишь будучи взято совместно с этой
ситуацией: это «ситуативная» речь.
Hosted by uCoz