Navigation bar
  Print document Start Previous page
 356 of 584 
Next page End  

Различая, таким образом, «ситуативную» и «контекстную» речь по господствующей е¸ черте,
никоим образом нельзя, однако, внешне их противопоставлять. Всякая речь имеет хоть некоторый
контекст, и всякая речь связана и обусловлена некоторой ситуацией — если не частной, то более общей,
ситуацией исторического развития данной науки и т. п. Ситуативные и контекстные моменты всегда
находятся во внутренней взаимосвязи и взаимопроникновении; речь может идти лишь о том, какой из
них является в каждом данном случае господствующим.
Основная линия развития речи реб¸нка в этом наиболее существенном для речи в целом аспекте
е¸ заключается в том, что от исключительного господства только «ситуативной» речи реб¸нок
переходит к овладению и «контекстной» речью. Когда у реб¸нка развивается «контекстная» связная
речь, она не наслаивается внешне над «ситуативной» и не вытесняет е¸; они сосуществуют, прич¸м
реб¸нок, как и взрослый, пользуется то одной, то другой в зависимости от содержания, которое надо
сообщить, и характера самого общения. Ситуативная речь — это речь, которой естественно пользуется
и взрослый в разговоре с собеседником, объедин¸нным с говорящим общей ситуацией, когда речь ид¸т
о непосредственном е¸ содержании; к контекстной речи, понятной независимо от ситуации на
основании самого контекста речи, переходят тогда, когда требуется связное изложение предмета,
выходящего за пределы наличной ситуации, притом изложение, предназначенное для широкого круга
слушателей (или читателей). Поскольку реб¸нок сначала оперирует лишь непосредственным ему
близким содержанием и пользуется речью для общения с близкими, включ¸нными в общую с ним
ситуацию, речь его сначала, естественно, носит ситуативный характер. Такой характер речи
соответствует и е¸ содержанию и е¸ функции. Такой же в основе бывает в этих условиях и речь
взрослого. По мере того как в ходе развития изменяется и содержание и функции речи, реб¸нок,
обучаясь, овладевает формой связной контекстной речи.
Провед¸нное у нас исследование А. М. Леушиной, посвящ¸нное изучению развития связной речи
у дошкольника, вскрыло на большом материале особенности ситуативной речи дошкольника, особенно
младшего. Эта ситуативность не является абсолютной принадлежностью речи реб¸нка: она проявляется
в разной мере в зависимости от содержания, от характера общения, от индивидуальных особенностей
реб¸нка, а также от того, насколько реб¸нок знаком с литературной речью.
Ситуативность, поскольку она представлена в речи реб¸нка, проявляется в многообразных
формах. Так, в частности реб¸нок в своей речи либо вовсе упускает подразумеваемое им подлежащее,
либо по большей части заменяет его местоимениями. Речь его в многочисленных протоколах А. М.
Леушиной так и пестрит словами «он», «она», «они», прич¸м в самом контексте речи нигде не указано,
к кому эти местоимения относятся; одно и то же местоимение «он» или «она» сплошь и рядом в одном
и том же предложении относятся к различным субъектам.
Точно так же речь изобилует наречиями («там», без указания, где именно, и пр.).
Привед¸м пример.
Галя В. (3;4). «Там было на улице далеко флаг. Там было вода. Там мокро. Мы шли там с мамой.
Там было мокро. Они хотели домой идти, а дождик капает. Потому что он хочет кушать, гости... Ещ¸
расскажу. Он хотел вот записывать, а сам не наш¸л». Расшифровка в итоге опроса: «Мы» — это Галя, е¸
мама и маленький е¸ братишка на руках у мамы. Все они ходили смотреть на демонстрацию, но начал
моросить дождик, было сыро. Мама быстро вернулась с детьми домой, уговаривая Галю, что дома ждут
их гости и Володя кушать хочет.
В качестве характеристики предмета сплошь и рядом фигурирует «такой», прич¸м
подразумеваемое содержание этого эпитета поясняется наглядным показом: ручонками, с большой
внешней экспрессией, демонстрируется, такой ли большой или такой маленький. Какой он, не сказано, а
в лучшем случае показано. Поэтому, чтобы понять мысль реб¸нка, нельзя основываться только на
контексте его речи; е¸ можно восстановить, лишь учтя конкретную ситуацию, в которой находится
реб¸нок.
Характерной особенностью этой «ситуативной» речи является то, что она больше выражает, чем
высказывает. Сопутствующая речи мимика и пантомимика, жесты, интонации, усиливающие
повторения, инверсии и другие средства выразительности, которыми реб¸нок пользуется, конечно,
совершенно непроизвольно, но сравнительно очень широко, часто значительно перевешивают то, что
заключено в значении его слов. Эмоционально-выразительные моменты сохраняются, конечно, и в
более зрелой речи последующего периода, прич¸м степень этой эмоциональности зависит от
индивидуально-типологических особенностей, от темперамента. Но в дальнейшем эмоционально-
выразительные моменты включаются как дополнительные моменты во внутренне связный смысловой
контекст, а сначала они как бы прерывают этот контекст, не дополняя, а заменяя его предметно-
Hosted by uCoz