Navigation bar
  Print document Start Previous page
 358 of 584 
Next page End  

эгоцентризма теорию, согласно которой основная линия развития вед¸т от «эгоцентрической» речи, при
которой реб¸нок строит свою речь со своей точки зрения, без уч¸та слушателя, к социализированной
речи, в построении которой он учитывает точку зрения другого человека, слушателя. Движущей силой
развития речи реб¸нка у Пиаже представляется оторванный от предметно-смыслового содержания
переход с одной, а именно «эгоцентрической», к другой — социальной, точке зрения. С другой
стороны, Л. С. Выготский попытался объяснить речевое развитие реб¸нка, исходя из того, что
способность к общению и к сообщению является результатом имманентного, изнутри идущего развития
обобщения.
Мы противопоставляем обеим теориям иную концепцию. Способность к общению посредством
речи и к сообщению не является производным продуктом имманентно в реб¸нке совершающегося
развития. Роль социального воздействия не производна, а первична. Но социальность не сводится к
переходу со своей на чужую точку зрения; основным в речевом развитии реб¸нка является не смена
точек зрения. Социальность вообще не сводится к непосредственному контакту или общению людей.
Сам материал, которым оперирует реб¸нок в своей речи, является общественным продуктом.
Непосредственное общение с другими людьми, с взрослыми — родителями и педагогами, их указания и
вопросы, требующие уточнения речи, более понятного, связного, совершенного е¸ построения,
несомненно оказывают очень значительное влияние на развитие речи реб¸нка. Но это общение должно
иметь свою материальную, предметную основу, а не сводиться к одной лишь бесплотной «точке
зрения». Социальное воздействие на реб¸нка основывается прежде всего на том, что посредством
обучения реб¸нок овладевает и новым предметным содержанием знания. Поскольку это содержание
выходит за пределы непосредственно переживаемой ситуации, речь реб¸нка, которая сначала служила
только для контакта с собеседником, при изложении этого материала, естественно, должна
перестраиваться. При изложении этого материала, при его сообщении возникает потребность и
необходимость в новых речевых формах, в ином речевом построении.
«Ситуативная» речь, как всякая речь, имеет «социальную» направленность, направленность на
другого человека и даже ещ¸ более непосредственную и ярко выраженную, чем контекстная речь. Но
она направлена на слушателя, находящегося в специфических условиях для понимания на основе
непосредственного контакта в общей с собеседником ситуации. Эта речь по-своему тоже учитывает
слушателя, но учитывает его в соответствии с условиями, в которых она протекает. Содержанием
ситуативной речи может быть только то, что порождено ситуацией и непосредственно связано с ней, а
е¸ слушателем только тот, кто включ¸н в ту же ситуацию.
Когда содержание изменяется, должен, естественно, изменяться и способ уч¸та другого человека,
для которого речь должна быть понятна, и формы необходимого в этих условиях построения речи.
Когда само содержание речи по существу не связано с ситуацией даже для говорящего, не приходится
рассчитывать на понимание на основе ситуации. Нужно в самом содержании речи так отобразить все
связи е¸ предмета, чтобы вс¸ было понятно из самого контекста речи и, значит, понятно для любого
другого человека. Таким образом, неправильно, что только «контекстная» речь впервые начинает
строиться с уч¸том е¸ понятности для другого, между тем как «ситуативная» речь будто бы этой
тенденции не имеет. «Ситуативная» разговорная речь максимально направлена на другого человека, на
слушателя или собеседника и стремится к тому, чтобы быть им понятой. Суть дела в действительности
лишь в том, что эта понятность «контекстной» речи должна быть достигнута в новых условиях и
потому новыми средствами. Реб¸нок лишь постепенно овладевает этими новыми средствами
построения речи, понятной для других на основе е¸ контекста. Такое построение предполагает как
новое отношение к слушателю, так и новую трактовку предметного содержания речи.
Речь возникает из потребности в общении. Она всегда направлена на слушателя, на другого, и
служит для общения с ним. Это относится в равной мере как к ситуативной, так и к контекстной речи.
Но для того чтобы быть адекватным средством общения, речь в разных условиях должна удовлетворять
разным требованиям и пользоваться различными средствами. Этим прежде всего и обусловлено
различие «ситуативной» и «контекстной» речи.
Сознание реб¸нка является сначала осознанием ближайшей чувственной действительности,
прежде всего той частной ситуации, в которой он находится. Речь его рождается из этой ситуации и
сначала по своему содержанию целиком связана с ней. Вместе с тем по своей функции речь является
прямым обращением к находящемуся в той же ситуации собеседнику — для выражения просьбы,
желания, вопроса; это разговорная речь. Е¸ «ситуативная» форма соответствует е¸ основному
содержанию и назначению. У реб¸нка сначала развивается ситуативная речь, потому что предметом его
речи является по преимуществу непосредственно воспринимаемое, а не отвлеч¸нное содержание; речь
Hosted by uCoz