Navigation bar
  Print document Start Previous page
 359 of 584 
Next page End  

эта обращена обычно к людям, объедин¸нным с ним общностью переживаемого, — к близким. В этих
условиях контекстная речь не нужна; в этих условиях не пользуется контекстной речью и взрослый.
Овладение новой формой речи, которая может быть понята из е¸ контекста, обусловлено новыми
задачами, которые встают перед речью, когда она посвящена предмету, выходящему за пределы
непосредственной ситуации, в которой находится говорящий, и предназначается для любого слушателя.
Такая речь заключает в неразрывном единстве новое отношение и к предметному содержанию и к
другому человеку, к слушателю. Такая речь по своему содержанию и назначению требует иных форм,
иного построения, для того чтобы быть понятой. Уч¸т слушателя должен в ней совершаться
посредством других при¸мов. Эти средства и при¸мы вырабатывались у человечества постепенно в
историческом развитии литературной, научной, по преимуществу письменной речи. Реб¸нок овладевает
ими через посредство обучения. По мере того как в процессе обучения реб¸нку приходится излагать
более отвлеч¸нное содержание, не являющееся для него и его слушателей предметом общего с ним
переживания, у него появляется потребность — в зависимости от изменения содержания речи и
характера общения — в новых речевых средствах, в новых формах построения. Дошкольник делает в
этом направлении лишь самые первые шаги. Дальнейшее развитие связной речи относится в основном к
школьному возрасту. Оно связано с овладением письменной речью.
Когда эта контекстная речь у реб¸нка развивается, она, как уже сказано и как это подтверждает и
простое наблюдение и специальное исследование, не вытесняет ситуативной речи и не приходит ей на
смену, реб¸нок начинает вс¸ совершеннее и адекватнее, уместнее пользоваться то той, то другой — в
зависимости от конкретных условий, от содержания сообщения и характера общения. «Ситуативная» и
«контекстная» речь с развитием этой последней сосуществуют у реб¸нка. Далее, с развитием у реб¸нка
связной «контекстной» речи, процесс этот происходит не так, что реб¸нок либо вообще владеет, либо
вовсе не владеет такой связной речью, т. е. либо никакого содержания не умеет изложить связно,
«контекстно», либо умеет так изложить всякое. В действительности, как показали наши исследования,
это умение не означает появления у реб¸нка какой-то новой универсальной структуры речи,
независимой от е¸ содержания; оно может иметься для содержания одного уровня, например, у
младшего школьника для повествовательного текста, и ещ¸ не иметься для содержания другого уровня,
когда повествовательный текст сочетается с абстрактным рассуждением.
[А. С. 3воницкая,
Психологический анализ связности речи и е¸ развития у школьника, «Уч¸ные записки
Государственного педагогического института им. Герцена», под ред. проф. С. Л. Рубинштейна, т.
XXXV, Л. 1941, сб. «Психология речи».]
Проблема эгоцентрической речи
В речевом развитии реб¸нка наблюдается любопытное явление, отмеченное рядом
исследователей. В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей приходится наблюдать иногда
склонность к монологизированию. Дети в этом возрасте иногда говорят вслух, ни к кому не обращаясь.
Эту монологическую речь Ж. Пиаже назвал эгоцентрической, попытавшись связать е¸ со своей теорией
эгоцентризма. «Эгоцентрическая» речь, по Пиаже: 1) не служит целям сообщения, не выполняет
коммуникативных функций; эта речь не для другого, а для себя; она протекает независимо от того,
слушают ли и понимают ли е¸; с этим функциональным е¸ характером связаны особенности е¸
содержания и структуры; 2) будучи речью для себя, а не для другого, она в соответствии с этим — речь
со своей точки зрения, не учитывающая точки зрения другого и не применяющаяся к ней; 3) она по
преимуществу есть и речь реб¸нка о себе.
Монологическую речь, как речь эгоцентрическую, Ж. Пиаже противопоставляет речи
«социализированной». Социализированная речь — это речь, выполняющая функцию сообщения. К
социализированной речи Пиаже относит различные формы «применяющейся информации», сообщения
мыслей, критику, вопросы и ответы, просьбы, приказания и т. д.
Исходя из этой классификации, Пиаже исследовал развитие детской речи и приш¸л к тому
выводу, что в дошкольном возрасте — до 7 лет — эгоцентрические формы речи составляют очень
значительную часть — около 50% всех детских высказываний, спадая резко в 7 лет.
Ж. Пиаже считает, что «эгоцентрическая» речь является генетически первичной; социальная
речь развивается из не¸ или по крайней мере на е¸ основе, пут¸м е¸ вытеснения. Эта концепция
развития речи связана с общей концепцией Пиаже, согласно которой эгоцентризм является исходным
фактом, определяемым природой реб¸нка, а дальнейшее его развитие совершается пут¸м происходящей
извне «социализации», вытесняющей первично заложенный в природе реб¸нка эгоцентризм.
Hosted by uCoz