Navigation bar
  Print document Start Previous page
 36 of 584 
Next page End  

развития. Этим наше понимание этого метода принципиально коренным образом отличается от того его
по существу идеалистического применения, которое он получил, например, в десятитомной
«Психологии народов» Вундта, рассматривавшего идеологические образования как проекцию
человеческой психологии. Всякая попытка психологизировать общественные, идеологические
образования, сводя их к психологическим закономерностям, в корне несостоятельна. Психологический
анализ, исходящий из объективно материализованных продуктов человеческой деятельности, должен не
подменять социально-исторический метод их изучения, а опираться на него.
Широко и очень плодотворно пользуются в детской психологии продуктами детского творчества
для психологического изучения реб¸нка. Так, например, изучение детских рисунков пролило
значительный свет на особенности детского восприятия.
б) Существенным звеном в методике психологического исследования является беседа,
планово
организованная исследователем в соответствии с задачами исследования. Беседа является
вспомогательным средством для дополнительного освещения внутреннего протекания тех процессов,
которые прочие объективные методы, исходящие из внешней деятельности, изучают в их объективном
внешнем обнаружении. Беседа при
этом не должна превращаться в попытку переложить решение
проблем исследования с исследователя на исследуемого: она ни в коем случае не может сводиться к
простой регистрации непосредственных данных самонаблюдения. Высказывания изучаемого лица
должны соотноситься с объективными данными, со всей ситуацией, в которой происходит беседа, и
подвергаться опосредованному истолкованию.
Вопросы, задаваемые в беседе, могут (при изучении мышления, например) представлять собой
как бы задания, направленные на выявление качественного своеобразия изучаемых процессов. Но при
этом задания эти должны быть максимально естественны и нестандартны. В беседе каждый
последующий вопрос экспериментатора должен явиться новым средством, служащим для
опосредованного определения тех особенностей внутренней операции, которые оказались не
однозначно определ¸нными ответами на предыдущие. В силу этого их нужно варьировать от случая к
случаю. Каждый последующий вопрос должен ставиться с уч¸том той измен¸нной ситуации, которая
создалась в результате ответа испытуемого на предшествующий вопрос. Будучи плановой, беседа не
должна носить шаблонно-стандартного характера; она всегда должна быть максимально
индивидуализированной. Соблюдение этих условий представляет, конечно, известные трудности; оно
требует большого мастерства со стороны исследователя, но лишь при этих условиях беседа окажется
плодотворной.
Такая беседа должна либо предшествовать, либо следовать за объективным изучением
(посредством объективного наблюдения, эксперимента). Она может, наконец, и предшествовать и
следовать за ним. Но она должна во всяком случае сочетаться с другими объективными методами, а не
превращаться в самодовлеющий метод.
Беседа получает в психологии различное методическое оформление в зависимости от различия
исходных установок различных исследователей. Фрейд вв¸л в целях психоанализа своеобразный вид
психоаналитической беседы. Е¸ задача заключается в том, чтобы привести собеседника к осознанию и
преодолению вытесненных из сознания влечений.
Другим вариантом беседы, получившим довольно широкое распространение в детской
психологии, является «клиническая беседа» Пиаже. Клиническая беседа Пиаже строилась так, чтобы
выявлять исключительно спонтанные представления реб¸нка.
Наша беседа включает в себя сознательный и целенаправленный момент воздействия
экспериментального и при изучении психологии детей — педагогического.
Наряду с выше перечисленными позитивными частными методами психологического
исследования, в обзоре методов, которыми фактически пользовались в психологии, нельзя не упомянуть
анкетный и тестовый метод, с тем чтобы подвергнуть их специальному критическому анализу. Вопрос
об анкетах и тестах приобр¸л у нас большую остроту в связи с той ролью, которую эти методы играли в
порочной и вредной «теории» и практике педологов.
в) Анкетный метод ставит себе целью пут¸м опроса некоторого круга лиц по определ¸нной
схеме собрать материал для разрешения определ¸нной психологической проблемы. Эта схема
фиксируется в анкете или опросном листе. Данные, которые получаются посредством анкеты,
основываются большей частью не на систематическом наблюдении заполняющего е¸ лица и не
допускают никакой проверки и дифференцированного анализа. Поэтому выводы, которые могут быть
сделаны на основании каждой анкеты в отношении отдельного лица, не имеют ни малейшей научной
ценности.
Hosted by uCoz