Navigation bar
  Print document Start Previous page
 362 of 584 
Next page End  

речью эта последняя обычно во многих отношениях отста¸т от устной речи. Реб¸нок, который к тому
времени, как он начинает овладевать письменной речью, уже обладает значительным опытом общения
посредством устной речи, сначала, естественно, свободнее владеет этой последней. Прежде всего
некоторые трудности представляет для реб¸нка овладение самой техникой письма; и эти трудности не
могут не сказаться на уровне письменной речи. Помимо того, сказываются и психологические различия
в природе письменной и устной речи. Овладение устной речью плюс техника письма ещ¸ не дают
владения письменной речью. Она и предполагает и да¸т больше. Это искусство, которому нужно
учиться, и реб¸нок, конечно, не сразу им овладевает. Но когда ряд исследователей, и зарубежных и
советских (например Р. Гаупп, Л. С. Выготский), односторонне подч¸ркивая различия между
письменной и устной речью, утверждают, что письменная речь вообще у реб¸нка на несколько (чуть ли
не на 7) лет отста¸т от устной, то это положение нуждается в существенном ограничении. Не подлежит
сомнению, что и письменная речь реб¸нка часто обнаруживает, наряду с несомненным отставанием в
одних отношениях, известные преимущества по сравнению с его устной речью в других отношениях;
она по большей части более планова, систематична, продуманна; будучи менее распростран¸нной, она
иногда бывает скорее более сжатой, чем менее полной.
В развитии речи реально проявляются и различия письменной и устной речи и их общность; она
сказывается и в их взаимодействии. Сначала, естественно, доминирует устная речь; она определяет
письменную речь реб¸нка; реб¸нок пишет, как говорит: выработавшиеся уже у реб¸нка формы устной
речи определяют на первых порах строение его письменной речи.
Но в письменной речи неизбежно выпадает ряд выразительных моментов устной речи; если они
не восполняются надлежащей перестройкой е¸ предметно-смыслового содержания, письменная речь в
силу этого оказывается беднее устной. В дальнейшем письменная речь с теми требованиями
продуманности, логичности, связности, которые она предъявляет, начинает оказывать существенное
влияние на развитие устной речи — в той форме е¸, которая нужна для ответа учителя, для связного
изложения учебного, научного материала.
Основным звеном в развитии письменной речи является развитие связной речи — умение
отобразить в речи все существенные связи предметного содержания так, чтобы смысловое содержание
речи образовало связный контекст, понятный для другого. Развитие связной — контекстной речи
существенно связано с развитием письменной речи. Исследование письменной речи школьника,
провед¸нное нашим сотрудником А. С. Звоницкой, показывает, как лишь постепенно учащийся средней
школы начинает справляться с теми трудностями, с которыми сопряжено построение связного
контекста, понятного для читателя. В ходе изложения соотношение между мыслью автора и мыслью
читателя от этапа к этапу изменяется. В начале расстояние между мыслью пишущего и читающего
наиболее велико. Когда пишущий приступает к письменному изложению материала, ему весь материал
уже известен. Читателя нужно в него ввести. Это тем более необходимо, что изложение всегда в какой-
то мере включает не только некоторое объективное содержание, но и отношение к нему пишущего. В
связи с этим встают специфические задачи, которые должны быть разрешены во введении, затем другие
— в изложении и, наконец, в заключении, когда нужно подытожить вс¸ изложение в свете тех
установок, из которых исходит пишущий: построение связного контекста, понятного для читателя,
требует особых при¸мов и средств. Требуется специальная работа, чтобы этими средствами овладеть.
Специфические при¸мы письменной речи, служащие для построения связного контекста,
понятного для читателя, вырабатывались в историческом развитии в результате длительного процесса
развития письменной речи. В древних памятниках, в летописях специфические средства, которыми
пользуется современная письменная речь, ещ¸ не были выработаны, в них значительное место
занимают обычные при¸мы построения разговорной устной речи, приспособленной к пониманию в
совсем иных условиях. Реб¸нок должен овладеть этими, выработавшимися в процессе исторического
развития письменной речи, средствами построения связной речи, понятной читателю из самого
контекста, в процессе обучения.
Со связностью речи в вышеуказанном смысле слова связана е¸ точность.
Всякая научная речь
должна быть точной. Развитие точной речи является одной из существенных задач культуры речи,
особенно важной для развития научного мышления. Точной может быть названа такая речь, в которой
слова являются терминами,
а их значения —
понятиями.
Термином слово становится, поскольку,
освобождаясь от привходящего, случайного, наносного содержания, оно целиком определяется из
контекста определ¸нной системы знания. Исторический термин определяется лишь в историческом
контексте, математический термин — в математическом; термин — это «контекстное» слово. Умение
пользоваться словами научной речи как терминами и способность осознать их точное
Hosted by uCoz