Navigation bar
  Print document Start Previous page
 365 of 584 
Next page End  

мастерство М. Е. Салтыкова нередко недостаточно понимаются школьниками. Экспериментальная
работа, выполненная нашим сотрудником В. Е. Сыркиной
[См. В. Е. Сыркина, Психология речи //
Уч¸ные записки Государственного педагогического института им. Герцена, под ред. проф. С. Л.
Рубинштейна, кафедра психологии, т.
XXXV, Л. 1941.], использовавшей в целях исследования метод
«режисс¸рских ремарок» и ряд других видов работы над текстом художественных произведений,
показали наличие различных ступеней в развитии этого понимания. На первой ступени эмоциональный
подтекст ускользает от школьника, слово бер¸тся исключительно в его непосредственном прямом
значении. На более высокой ступени ученик уже чувствует расхождение между открытым текстом и
эмоциональным подтекстом, но ещ¸ не умеет их согласовать, не улавливает правильного соотношения
между ними. Наконец, при дальнейшем продвижении школьник постепенно начинает улавливать
сущность эмоционального подтекста и именно благодаря этому приходит к более углубл¸нному
проникновению в основную мысль художественного произведения.
Весь ход развития понимания эмоционального подтекста — как он раскрылся в процессе работы
с учащимися — с большой яркостью показал диалектическое единство между моментами переживания
и понимания. Для того чтобы по-настоящему понять подтекст речи, надо его почувствовать,
«сопережить». И вместе с тем, для того чтобы по-настоящему сопережить текст, надо его глубоко
осмыслить. Так в плане конкретного экспериментального исследования вновь подтвердилось и по-
новому раскрылось одно из основных наших положений о единстве переживания и сознания.
В речи человека обычно выявляется весь психологический облик личности. Такая существенная
сторона характера, как степень и характер общительности, которая лежит в основе многих
классификаций характеров, непосредственно проявляется в речи. Характерно и показательно обычно
бывает уже то, как человек завязывает разговор и как он его заканчивает; в темпах речи более или менее
отч¸тливо выступает его темперамент, в е¸ интонационном, ритмическом, вообще экспрессивном
рисунке — его эмоциональность, а в е¸ содержании просвечивает его духовное содержание, его
интересы, его направленность.
Глава XII. Внимание
Природа внимания
Все процессы познания, будь то восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект,
который в них отражается: мы воспринимаем что-то, думаем о ч¸м-то, что-то себе представляем или
воображаем. Вместе с тем воспринимает не восприятие само по себе, и мыслит не сама по себе мысль;
воспринимает и мыслит человек — воспринимающая и мыслящая личность.
Поэтому в каждом из
изученных нами до сих пор процессов всегда имеется какое-то отношение личности к миру, субъекта к
объекту, сознания к предмету. Это отношение находит себе выражение во внимании.
Ощущение и
восприятие, память, мышление, воображение — каждый из этих процессов имеет сво¸ специфическое
содержание; каждый процесс есть единство образа и деятельности: восприятие — единство процесса
восприятия — воспринимания — и восприятия как образа предмета или явления действительности;
мышление — единство мышления как деятельности и мысли как содержания — понятия, общего
представления, суждения. Внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется внутри
восприятия, мышления. Оно — сторона всех познавательных процессов сознания, и притом та их
сторона, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект.
Поскольку внимание выражает взаимоотношение субъекта и объекта, в н¸м наблюдается и
известная двусторонность; с одной стороны, внимание направляется на объект, с другой — объект
привлекает внимание. Причины внимания к этому, а не другому объекту не только в субъекте, они и в
объекте, и даже прежде всего в н¸м, в его свойствах и качествах; но они не в объекте самом по себе, так
же как они тем более не в субъекте самом по себе, — они в объекте, взятом в его отношении к субъекту,
и в субъекте в его отношении к объекту.
Внимание обычно феноменологически характеризуют избирательной направленностью сознания
на определ¸нный предмет, который при этом осозна¸тся с особенной ясностью и отч¸тливостью.
Избирательная направленность
центральный феномен во внимании. В высших формах внимания
при этом выступает активность, спонтанность субъекта.
Однако при такой характеристике — феноменологически правильной — оста¸тся невыясненной
как связь двух при этом рядоположно данных признаков внимания, так и вообще природа и источники
Hosted by uCoz