Navigation bar
  Print document Start Previous page
 367 of 584 
Next page End  

означает такое строение процесса, при котором перед субъектом вста¸т задача,
содержание которой
направляет течение психических процессов; этим и порождается характерная для внимания
направленность. Вставшая перед субъектом и принятая им задача, направляя его мысли по единому
руслу, сосредоточивает их на едином предмете; этим и порождается сосредоточенность, которой
обычно характеризуют внимание. Внимание имеется там, где перед субъектом вста¸т задача,
предметное содержание которой регулирует направление психических процессов. Отсутствие внимания
или его отвлечение, рассеянность в собственном смысле слова мы констатируем тогда, когда стоящая
перед субъектом задача не регулирует течение его психических процессов, так что направленность его
восприятия (то, к чему он прислушивается, за чем следит взором и т. д.) или его мыслей (то, что ему
непроизвольно всплывает на ум), не регулируясь предметным содержанием задачи, расходится с
направлением той деятельности, которая требуется данной задачей. Это происходит либо потому, что
эта направленность определяется какой-то другой деятельностью, направленной на другую задачу
(собственно отвлечение внимания от одного предмета к другому), либо потому, что мысли субъекта
вообще не собраны никакой целенаправленной деятельностью, никакой задачей.
В тех случаях, когда, как это имеет место при непроизвольном внимании (см. ниже), субъект
сознательно не ставит себе никакой задачи, появление внимания вс¸ же связано с непроизвольным е¸
возникновением. Так, когда что-нибудь, заинтересовав субъекта, поражает, привлекает его внимание,
это фактически значит, что поражающее или заинтересовавшее впечатление вызывает
сформулированный или не сформулированный, в самом интересе заключ¸нный вопрос: что это?
откуда? почему? Вопрос этот и заключает уже в себе задачу, предметное смысловое содержание
которой направляет познавательную деятельность субъекта на предметы. Таким образом, и в данном
случае внимание выражается в определ¸нном строении деятельности; задача этой деятельности своим
предметным смысловым содержанием регулирует протекание психических процессов, сосредоточивая
их на определ¸нном предмете; последний в силу этого выступает на передний план. В этом заключается
ядро «внимания»: включение процессов в регулирующую их протекание деятельность, направленную
на определ¸нный предмет, дающее в результате «сенсибилизацию» (в обобщ¸нном смысле) по
отношению к нему, либо сенсибилизация по отношению к определ¸нному предмету, значимость
которого для субъекта вызывает направленную на него деятельность.
Избирательная сенсибилизация по отношению к тому или иному предмету обусловлена общим
состоянием организма, в частности нервной системы, которое созда¸т более или менее благоприятные
предпосылки для возникновения избирательной сенсибилизации,
характерной для внимания. Эта
зависимость не одно-, а двусторонняя. Избирательная сенсибилизация, вызванная появлением
значимого для субъекта предмета деятельности, может изменить общий тонус деятельности нервной
системы и дать генерализованный, общий сенсибилизирующий эффект, в свою очередь облегчающий
возникновение избирательной сенсибилизации. Здесь действуют, по всей вероятности, общие законы
иррадиации, концентрации и переключения возбуждения.
Внимание теснейшим образом связано с деятельностью. Сначала, в частности на ранних
ступенях развития, оно непосредственно включено в поведение, в практическую деятельность.
Внимание сначала возникает как насторож¸нность, бдительность, готовность к действию по первому
сигналу, как мобилизованность на восприятие этого сигнала в интересах действия. Вместе с тем
внимание уже на этих ранних стадиях означает и заторможенность, которая служит для подготовки к
действию.
Генезис внимания связан с развитием достаточно совершенной тонической рефлекторной
иннервации. В развитии внимания развитие тонической деятельности играет существенную роль: она
обеспечивает способность быстро переходить в состояние наблюдения за объектом.
По мере того как у человека из практической деятельности выделяется и приобретает
относительную самостоятельность деятельность теоретическая, внимание принимает новые формы: оно
выражается в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании
объекта, углубл¸нности и собранности на предмете размышления. Если выражением внимания,
направленного на подвижный внешний объект, связанный с действием, является устремл¸нный во вне
взгляд, зорко следящий за объектом и перемещающийся вслед за ним, то при внимании, связанном с
внутренней деятельностью, внешним выражением внимания служит неподвижный, устремл¸нный в
одну точку, не замечающий ничего постороннего взор человека. Но и за этой внешней неподвижностью
при внимании скрывается не покой, а деятельность, только не внешняя, а внутренняя. Внимание — это
внутренняя деятельность под покровом внешнего покоя.
Внимание к объекту, будучи предпосылкой для направленности на него действия, является
Hosted by uCoz