Navigation bar
  Print document Start Previous page
 368 of 584 
Next page End  

вместе с тем и результатом какой-то деятельности. Лишь совершая мысленно какую-нибудь
деятельность, направленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на н¸м своего внимания.
Внимание — это связь сознания с объектом, более или менее тесная, цепкая; в действии, в деятельности
она и крепится.
Это положение оправдывается в самых различных областях деятельности. Его подтверждает
ниже приводимое наблюдение Г. Гельмгольца (см. дальше).
На сценическом опыте это правильно подметил К. С. Станиславский.
«Внимание к объекту, — пишет он, — вызывает естественную потребность что-то сделать с ним.
Действие же ещ¸ больше сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с
действием и взаимопереплетаясь, созда¸т крепкую связь с объектом».
Теории внимания
Специфическое значение внимания, как выражения отношения личности к объекту, сделало это
понятие особенно дискуссионным. Представители английской эмпирической психологии —
ассоцианисты — вовсе не включали внимание в систему психологии, для них не существовало ни
личности, ни объекта, а лишь представления и их ассоциации; поэтому для них не существовало и
внимания. Затем, в конце XIX и начале XX в. понятие внимания начинает играть вс¸ большую роль.
Оно служит для выражения активности сознания и используется как корректив к ассоциативной
психологии, сводящей сознание к механическим связям ощущений и представлений. Но при этом
внимание по большей части мыслится как внешняя по отношению ко всему содержанию сила, которая
извне формирует данный сознанию материал.
Это идеалистическое понимание внимания вызывает реакцию. Ряд психологов (Фуко, Дел¸вр и
др.) отрицает вовсе правомерность этого понятия. Особенно радикальные попытки, совершенно
устраняющие внимание из психологии, сделали представители поведенческой психологии и гештальт-
психологии.
Первая механистическая попытка упразднить внимание, намеченная в двигательной теории
внимания Т. Рибо и развитая у бихевиористов и рефлексологов, сводит внимание к рефлекторным
установкам. Вторая, связанная с теорией гештальт-психологии, сводит явление внимания к
структурности сенсорного поля (Рубин).
Не подлежит сомнению, что рефлекторные установки играют существенную роль в начальных,
наиболее примитивных формах внимания. Хорошо известно, что при действии на организм какого-
нибудь раздражителя организм обычно рефлекторно приспособляется к наилучшему его восприятию.
Так, когда на периферическую часть сетчатки падает световой раздражитель, глаз обычно
поворачивается в его сторону, так что он попадает в поле лучшей видимости. При действии на
барабанную перепонку идущего сбоку звукового раздражителя следует рефлекторный поворот в
сторону источника звука. Значение этих установок заключается в том, что они приводят к усилению
одних процессов за сч¸т торможения других. Таким образом, уже рефлекторные реакции организма
создают благоприятствующие условия для выделения некоторых раздражителей. К этим рефлекторным
реакциям установки и сводят рефлексологи внимание.
Не подлежит сомнению, что объяснение внимания в отрыве от таких рефлекторных установок,
как отправного пункта в процессе развития, было бы явно ненаучным. Но объяснять внимание только
этими рефлекторными установками также неправильно и невозможно. В своих высших, специфически
человеческих проявлениях внимание — сознательный процесс. Сами установки человека далеко не
всегда являются рефлекторными. Они часто образуются на основе сознательных процессов, в которых
участвует внимание. Таким образом, рефлекторные установки могут быть и причиной и следствием
внимания и попросту его внешним выражением. Но внимание в целом никак не сводимо к
рефлекторным установкам.
Так же неудовлетворительна, как эта попытка сведения внимания к рефлекторной установке, и
попытка свести внимание к структурности восприятия.
Попытка свести внимание к структурности восприятия не выдерживает критики по ряду
оснований. Во-первых, для внимания существенна возможность выделения частей, сторон, моментов,
— словом, анализа, а не одностороннее господство структурного целого; во-вторых, хотя внимание
бесспорно сначала проявляется в отношении чувственного содержания и связано с его членением,
однако существенная черта высших форм внимания заключается в отвлечении. Внимание связано с
абстракцией, с возможностью расчленить структуру восприятия, кое от чего отвлечься и сознательно
Hosted by uCoz