Navigation bar
  Print document Start Previous page
 37 of 584 
Next page End  

Сферой применения анкетного метода служат по преимуществу массовые явления более или
менее внешнего порядка. Так, посредством анкетного метода могут обследоваться читательские или
профессиональные интересы определ¸нной группы лиц.
Если охват испытуемых в анкетном обследовании широк, то глубина его незначительна.
Пользоваться анкетным методом для решения сколько-нибудь глубоких психологических проблем
совершенно невозможно.
Анкеты как средство исследований подвергаются обычно статистической обработке и
используются для получения статистических средних. Но статистические средние, как известно, имеют
для исследования минимальную ценность, если они получаются в результате перекрытия величин,
значительно отклоняющихся от этой средней как в одну, так и в другую сторону. Такие статистические
средние не выражают закономерностей. Но в психологии при изучении высших, наиболее сложных
психических процессов дело по большей части обстоит именно так. Поэтому анкеты, которые служат
для получения таких статистических средних, не представляют сколько-нибудь значительной ценности
для углубл¸нного психологического исследования, направленного на раскрытие психологических
закономерностей.
Зародившись в Англии (анкета Гальтона в 1880 г.), анкетный метод в психологии получил
особенно широкое распространение в Америке. Со стороны европейских психологов он вначале
встретил отрицательное отношение. Рибо писал: «Анкетный метод опирается на число. Это применение
всеобщего голосования к проблемам психологии, и слишком часто он немногим отличается от тех
вопросов на всевозможные темы, с которыми журналисты обращаются к широкой публике». Таково же
в основном было отношение к этому методу ряда других видных психологов. Все указывали, что
анкетный метод более пригоден для установления простых внешних фактов, чем для постановки
сложных психологических проблем; он не да¸т сколько-нибудь над¸жных данных для их разрешения.
Но анкетный метод получил затем вс¸ же некоторое распространение при изучении массовых явлений
(сдвиги интересов и т. п.).
Анкетным методом у нас недопустимо злоупотребляли в педологической практике. Не
учитывали поверхностности, а часто и сомнительного характера данных, доставляемых анкетами,
неправомерности переноса выводов, полученных в результате статистической обработки, на
конкретного индивида и того грубо антипедагогического воздействия, которое оказывали на детей
часто совершенно в этом отношении недопустимые, бессмысленные вопросы «педологических» анкет.
г) Ещ¸ значительно острее стоит вопрос о тестах. Термин «тест» (test значит по-английски
«проба» или «испытание») был введ¸н в конце прошлого столетия американским психологом
Кеттелем. Широкое распространение и практическое значение тесты приобрели с тех пор, как Бине,
совместно с Симоном, разработал свою систему тестов для определения умственного развития или
одар¸нности детей, а Мюнстерберг несколько позднее (в 1910 г.) начал разработку тестов в целях
профессионального отбора.
Тесты Бине-Симона подвергались затем многочисленным переработкам Терменом (в Америке),
Бэртом (в Англии) и др.
Тесты в собственном смысле слова — это испытания, которые ставят своей целью
градуирование,
определение рангового места личности в группе или коллективе, установление е¸
уровня. Тест направлен на личность; он должен служить средством диагноза в целях прогноза.
Термин «тест» получил в последнее время и более расширительное употребление,
распространяемое собственно на всякое задание, даваемое испытуемому в ходе экспериментирования.
Метод тестов в первоначальном специфическом значении слова вызывает целый ряд
серь¸знейших возражений. Важнейшие из них следующие.
Когда два индивида решают или не решают один и тот же тест, то психологическое значение
этого факта может быть самым различным: одно и то же достижение может быть обусловлено
различными психическими процессами. Поэтому внешний факт решения или нерешения теста не
определяет ещ¸ внутренней природы соответствующих психических актов.
В основе метода тестов, который ставит диагноз о личности на основании статистической
обработки внешних данных — результатов решения индивидуумом тех или иных задач, лежит
механистический поведенческий подход к личности. Метод тестов пытается ставить диагноз о
развивающейся личности на основании испытания, оторванного от наблюдения процесса е¸ развития и
организации этого развития посредством обучения и воспитания.
Эта ошибка ещ¸ усугубляется, когда на основании того же тестового обследования делают
прогноз, предполагая, что уровень, установленный посредством тестового испытания на одном этапе
Hosted by uCoz