Navigation bar
  Print document Start Previous page
 372 of 584 
Next page End  

преодолены, конкуренты устранены, и рассеянность исчезла». «Психологический процесс внимания
вначале прост, затем он становится сложным, именно в случаях колебания, размышления он достигает
очень высокой степени сложности. Наконец он снова упрощается».
Однако эта третья стадия не является возвращением к первой. Она представляет вс¸ же
разновидность произвольного внимания, — хотя для поддержания внимания в этих условиях и не
требуется усилий — потому что оно регулируется сознательно принятой установкой на определ¸нную
задачу. Именно это — а не наличие большего или меньшего усилия — является исходной, основной
характеристикой так называемого произвольного внимания человека, как внимания, сознательного,
регулируемого.
Основные свойства внимания
Поскольку наличие внимания означает связь сознания с определ¸нным объектом, его
сосредоточенность на н¸м, прежде всего вста¸т вопрос о степени этой сосредоточенности, т. е. о
концентрированности внимания.
Концентрированность внимания в противоположность его распыл¸нности означает
наличие связи с определ¸нным объектом или стороной действительности и выражает интенсивность
этой связи. Концентрация — это сосредоточенность, т. е. центральный факт, в котором выражается
внимание. Концентрированность внимания означает, что имеется фокус, в котором собрана психическая
или сознательная деятельность.
Наряду с этим пониманием концентрации внимания под концентрированным вниманием часто в
психологической литературе понимают внимание интенсивной сосредоточенности на одном или
небольшом числе объектов. Концентрированность внимания в таком случае определяется единством
двух признаков — интенсивности и узости внимания.
Объединение в понятии концентрации интенсивности и узости внимания исходит из той
предпосылки, что интенсивность внимания и его объ¸м обратно пропорциональны друг другу. Эта
предпосылка в общем правильна, лишь когда поле внимания состоят из элементов, друг с другом не
связанных. Но когда в него включаются смысловые связи, объединяющие различные элементы между
собой, расширение поля внимания дополнительным содержанием может не только не снизить
концентрированности, но иногда даже повысить е¸. Мы потому определяем концентрацию внимания
только интенсивностью сосредоточения и не включаем в не¸ узости внимания. Вопрос об объ¸ме
внимания, т. е. количестве однородных предметов, которые охватывает внимание, — особый вопрос.
Для определения объ¸ма внимания пользовались до сих пор главным образом
тахистоскопическим методом. В тахистоскопе на короткое, точно измеряемое время выставлялись
подлежащие наблюдению экспонаты, как-то: буквы, цифры, фигуры.
Согласно ряду исследований, обнаруживших при этом существование довольно значительных
индивидуальных различий в объ¸ме внимания, объ¸м внимания взрослого человека достигает в среднем
примерно до 4—5, максимум 6 объектов; у реб¸нка он равен в среднем не более 2—3 объектам. Речь
при этом ид¸т о числе друг от друга не зависимых, не связанных между собой объектов (чисел, букв и т.
п.). Количество находящихся в поле нашего внимания связанных между собой элементов,
объедин¸нных в осмысленное целое, может быть много больше. Объ¸м внимания является поэтому
изменчивой величиной, зависящей от того, насколько связано между собой то содержание, на котором
сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структурировать материал. При
чтении осмысленного текста объ¸м внимания может оказаться существенно отличным от того, который
да¸т его измерение при концентрации на отдельных, осмысленно между собой не связанных элементах.
Поэтому результаты тахистоскопического изучения внимания на отдельные цифры, буквы, фигуры не
могут быть перенесены на объ¸м внимания в естественных условиях восприятия связанного
осмысленного материала. В практике, в частности педагогической, школьной, следовало бы, тщательно
учитывая доступный учащимся объ¸м внимания, не создавая в этом отношении непосильной
перегрузки, расширять объ¸м внимания, систематизируя предъявляемый материал, вскрывая его
взаимосвязи, внутренние отношения.
С объ¸мом внимания тесно связана и распределяемость внимания. Говоря об объ¸ме, можно, с
одной стороны, подч¸ркивать ограничение поля внимания. Но оборотной стороной ограничения,
поскольку оно не абсолютно, является распределение внимания между тем или иным числом
разнородных объектов, одновременно сохраняющихся в центре внимания. При распределении
внимания речь, таким образом, ид¸т о возможности не одного, а по крайней мере двухфокального
Hosted by uCoz