Navigation bar
  Print document Start Previous page
 374 of 584 
Next page End  

нибудь предмете, можем развернуть данное в восприятии или мышлении содержание, раскрывая в н¸м
новые аспекты в их взаимосвязях и взаимопереходах, внимание может очень длительное время
оставаться устойчивым. Там, где сознание упирается как бы в тупик, в разрозненное, скудное
содержание, не открывающее возможности для дальнейшего развития, движения, перехода к другим его
сторонам, углубления в него, там создаются предпосылки для л¸гкой отвлекаемости и неизбежно
наступают колебания внимания.
Подтверждение этого положения имеется ещ¸ в одном наблюдении Г. Гельмгольца. Изучая
борьбу двух полей зрения, Гельмгольц отметил замечательный факт, в котором заключается ключ для
объяснения устойчивости
внимания, несмотря на периодические колебания сенсорных установок. «Я
чувствую, — пишет Г. Гельмгольц, — что могу направлять внимание произвольно то на одну, то на
другую систему линий и что в таком случае некоторое время только одна эта система созна¸тся мною,
между тем как другая совершенно ускользает от моего внимания. Это бывает, например, в том случае,
если и попытаюсь сосчитать число линий в той или другой системе. Крайне трудно бывает надолго
приковать
внимание к одной какой-нибудь системе линий, если только мы не связываем предмета
нашего внимания с какими-нибудь особенными целями, которые постоянно обновляли бы активность
нашего внимания. Так поступаем мы, задаваясь целью сосчитать линии, сравнить их размеры и т. п.
Внимание, предоставленное самому себе, обнаруживает естественную наклонность переходить от
одного нового впечатления к другому; как только его объект теряет свой интерес, не доставляя никаких
новых впечатлений, внимание, вопреки нашей воле, переходит на что-нибудь другое. Если мы хотим
сосредоточить наше внимание на определ¸нном объекте, то нам необходимо постоянно открывать в н¸м
вс¸ новые и новые стороны, в особенности когда какой-нибудь посторонний импульс отвлекает нас в
сторону». Эти наблюдения Гельмгольца вскрывают самые существенные условия устойчивости
внимания. Наше внимание становится менее подверженным колебаниям, более устойчивым, когда мы
включаемся в разрешение определ¸нных задач, в интеллектуальных операциях раскрываем новое
содержание в предмете нашего восприятия или нашей мысли. Сосредоточение внимания — это не
остановка мыслей на одной точке, а их движение в едином направлении. Для того чтобы внимание к
какому-нибудь предмету поддерживалось, его осознание должно быть динамическим процессом.
Предмет должен на наших глазах развиваться, обнаруживать перед нами вс¸ новое содержание. Лишь
изменяющееся и обновляющееся содержание способно поддерживать внимание.
Борьба двух полей зрения
На вопрос о том, благодаря чему ему удалось прийти к открытию законов тяготения, И. Ньютон
ответил: «Благодаря тому, что я непрестанно думал об этом вопросе». Ссылаясь на эти слова Ньютона,
Кювье определяет гений как неустанное внимание. Основание гениальности Ньютона он видит в
устойчивости его внимания. Но обратная зависимость более существенна. Богатство и
содержательность его ума, открывавшего в предмете его мысли вс¸ новые стороны и зависимости,
были, очевидно, существенным условием устойчивости его внимания. Если бы мысль Ньютона при
размышлении о тяготении уперлась в одну неподвижную точку, будучи не в силах развернуть этот
вопрос, раскрывая в н¸м новые перспективы, его внимание быстро иссякло бы.
Но если бы мысль лишь переходила с одного содержания на другое, можно было бы скорее
говорить о рассеянности, чем о сосредоточенности внимания. Для наличия устойчивого внимания
необходимо, очевидно, чтобы изменяющееся содержание было объединено совокупностью отношений
в некое единство. Тогда, переходя от одного содержания к другому, оно оста¸тся сосредоточенным на
одном предмете. Единство предметной отнес¸нности соединяется с многообразием предметного
содержания. Устойчивое внимание
— это форма предметного сознания. Оно предполагает единство
предметной отнес¸нности многообразного содержания. Таким образом, осмысленная связанность,
объединяющая многообразное, динамическое содержание в более или менее стройную систему,
сосредоточенную вокруг одного центра, отнес¸нную к одному предмету, составляет основную
предпосылку устойчивого внимания.
Hosted by uCoz