Navigation bar
  Print document Start Previous page
 378 of 584 
Next page End  

оно было принято субъектом.
Основываясь на слабости произвольного внимания у детей, ряд педагогов, начиная с
интеллектуалиста Гербарта и до современных романтиков активной школы, рекомендовали целиком
строить педагогический процесс на основе непроизвольного внимания. Педагог должен овладевать
вниманием учащихся и приковывать его. Для этого он должен всегда стремиться к тому, чтобы давать
яркий, эмоционально насыщенный материал, избегая всякой скучной уч¸бы.
Безусловно весьма важно, чтобы педагог умел заинтересовать учащихся и мог строить
педагогический процесс на непроизвольном внимании, обусловленном непосредственной
заинтересованностью. Постоянно требовать напряж¸нного произвольного внимания у детей, не давая
никакой для него опоры, это, быть может, самый верный путь для того, чтобы не добиться внимания.
Однако строить обучение только на непроизвольном внимании ошибочно. Это по существу и
невозможно. Каждое, даже самое захватывающее, дело включает в себя звенья, которые не могут
представлять непосредственный интерес и вызывать непроизвольное внимание. Поэтому в
педагогическом процессе необходимо уметь: 1) использовать непроизвольное внимание, и 2)
содействовать развитию произвольного. Для возбуждения и поддержания непроизвольного внимания
можно целесообразно использовать эмоциональные факторы: возбудить интерес, внести известную
эмоциональную насыщенность. При этом, однако, существенно, чтобы эта эмоциональность и
интересность были не внешними. Внешняя занимательность лекции или урока, достигаемая
сообщением очень слабо связанных с предметом анекдотов, вед¸т скорее к рассеиванию, чем к
сосредоточению внимания. Заинтересованность должна быть связана с самим предметом обучения или
трудовой деятельности; эмоциональностью должны быть насыщены е¸ основные звенья. Она должна
быть связана с сознанием значения того дела, которое делается.
Существенным условием поддержания внимания, как это вытекает из экспериментального
изучения устойчивости внимания, является
разнообразие сообщаемого материала, соединяющееся с
последовательностью и связанностью его раскрытия и изложения. Для того чтобы поддерживать
внимание, необходимо вводить новое содержание, связывая его с уже известным, существенным,
основным и наиболее способным заинтересовать и придать интерес тому, что с
ним связывается.
Логически стройное изложение, которому, однако, даются каждый раз возможно более осязательные
опорные точки в области конкретного, составляет также существенную предпосылку для привлечения и
поддержания внимания. Необходимо при этом, чтобы у учащихся созрели те вопросы, на которые
последующее изложение да¸т ответы. В этих целях эффективным является построение, которое сначала
ставит и заостряет вопросы перед учащимися и лишь затем да¸т их разрешение.
Поскольку основой непроизвольного внимания служат интересы, для развития достаточно
плодотворного непроизвольного внимания необходимо в первую очередь развивать широкие и
надлежащим образом направленные интересы.
Произвольное внимание по существу является одним из проявлений волевого типа деятельности.
Способность к произвольному вниманию формируется в систематическом труде. Развитие
произвольного внимания неразрывно связано с общим процессом формирования волевых качеств
личности.
Глава XIII. Эмоции
Эмоции и потребности
Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который позна¸т и изменяет
мир, не является ни бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, ни таким же
бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия наподобие хорошо слаженной машины.
Действуя, он не только производит те или иные изменения в природе, в предметном мире, но и
воздействует на других людей и сам испытывает воздействия, идущие от них и от своих собственных
действий и поступков, изменяющих его взаимоотношения с окружающими; он переживает то, что с
ним происходит и им совершается; он относится определ¸нным образом к тому, что его окружает.
Переживание этого отношения человека к окружающему составляет сферу чувств или эмоций. Чувство
человека — это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного
переживания.
Эмоции можно предварительно в чисто описательном феноменологическом плане
Hosted by uCoz