Navigation bar
  Print document Start Previous page
 381 of 584 
Next page End  

разнообразные его чувства. Развивающиеся в процессе трудовой деятельности людей формы
сотрудничества порождают многообразные социальные чувства. Даже если обратиться к
семейственным чувствам, то, несмотря на органические основы сексуального чувства, вс¸ же не раз
навсегда данные чувства порождают различные формы семейной жизни, а изменяющиеся в процессе
общественно-исторического развития формы семьи порождают изменяющиеся и развивающиеся
семейные чувства. Человеческие чувства выражают в форме переживания реальные взаимоотношения
человека как общественного существа с миром, прежде всего с другими людьми.
В этих исторических формах общественного бытия человека, а не в одних лишь их
физиологических механизмах нужно прежде всего искать материальные основы человеческих чувств и
эмоций, так же как в основных формах биологического существования, а не в одних лишь их
физиологических механизмах самих по себе надо в конечном сч¸те искать материальные основы
эмоций у животных.
Поскольку эмоции основываются на выходящих за пределы сознания жизненно особенно
значимых взаимоотношениях индивида с окружающим, теория и классификация эмоций должна
исходить как из первичной основы в конечном сч¸те не из тонкостей феноменологического анализа
эмоционального переживания или физиологического изучения механизмов эмоционального процесса
самого по себе, а из тех реальных взаимоотношений, которые лежат в основе эмоций. Поскольку у
животных эмоциональные реакции связаны с основными сторонами и проявлениями их
жизнедеятельности, с важнейшими для животного организма биологическими актами — питания,
размножения и с борьбой за существование, постольку исходящая от Ч. Дарвина биологическая теория
эмоций, которая связывала их с органической стимуляцией инстинктов, в отношении животных в
основном правильна. Грубейшая ошибка биологической теории эмоций начинается лишь там, где эта
биологическая теория переносится с животных на человека. Между тем с изменением форм
существования у человека изменяется и сама основа его эмоций. Биологизаторская же теория
неразрывно связывает эмоции человека с инстинктами.
По существу из этой именно точки зрения исходил уже У. Джемс. «Объект гнева, любви или
страха, — говорит он, — побуждает не только к действию, он вызывает изменения в установке, в лице;
он различным образом сказывается на дыхании, кровообращении и органических функциях. Когда
действия заторможены, эмоциональные проявления ещ¸ сохраняются, и мы можем прочесть гнев в
чертах
лица даже тогда, когда удар не был нанес¸н. Инстинктивные реакции и эмоциональные
проявления сливаются в незаметных переходах». Джемс призна¸т затруднительным провести грань
между описанием эмоционального процесса и инстинктивной реакции. «Каждый объект,
воздействующий на какой-нибудь инстинкт, способен вызвать в нас и эмоцию. Вся разница заключается
здесь в том, что так называемая эмоциональная реакция не выходит за пределы тела субъекта, а так
называемая инстинктивная реакция может идти дальше и вступать на практике в отношения с
вызывающим е¸ объектом». Эту формулу полностью воспринял современный бихевиоризм: инстинкт,
по Дж. Уотсону, представляет собой наружное действие, эмоция — реакция, связанная с организмом, но
между эмоцией и инстинктом нет ч¸ткой грани; так же как инстинкт, эмоция является наследственной
стереотипной реакцией.
Эта теория о неразрывной связи, почти неразличимости инстинкта и эмоции в дальнейшем была
конкретизирована в двух вариантах. Эмоции представляются либо как субъективная сторона
инстинктов, как специфическое переживание, связанное с инстинктивным действием, либо как
пережиток инстинктов, как тот след, который, отживая, они оставляют в психике. В частности У. Мак-
Дауголл, считая, что он осуществляет идею Ч. Дарвина, развил теорию эмоций, исходящую из того
положения, что всякая эмоция есть аффективный аспект инстинктивного процесса.
[У. Мак-Дауголл,
Основные проблемы социальной психологии, М. 1916.]
Тому соотношению между эмоцией и инстинктом, которое попытался установить У. Мак-
Дауголл, в последнее время другим исследователем
— Ларгие де Бансель — была противопоставлена
другая теория, по-своему интерпретирующая теорию Ч. Дарвина. Эта теория гласит: «Эмоция не аспект
или как бы оборотная сторона инстинкта, она — рудимент или неудавшийся инстинкт».
Неразрывно связывая человеческие эмоции с примитивными инстинктами, эти теории
превращают эмоции в исключительно биологические образования и лишают их всяких перспектив
развития; эмоции — пережитки прошлого. Они либо продукты разложения инстинкта,
дезорганизующие всякую человеческую деятельность, либо неотлучные спутники инстинктов.
Но исключительная связь эмоции с инстинктом расходится с физиологическими данными,
говорящими в пользу корковой обусловленности эмоций и подкорковой локализации инстинктов; она
Hosted by uCoz