Navigation bar
  Print document Start Previous page
 384 of 584 
Next page End  

Активность или пассивность души зависит для Спинозы от адекватности или неадекватности
познания. Душа пассивна, поскольку она имеет неадекватные идеи и поскольку е¸ аффекты — это
страсти, т. е. страдательные, пассивные состояния; поскольку она имеет адекватные идеи, она активна,
е¸ аффекты — «действия» души.
Мы видим источник этой противоположности активности и пассивности в действенных
взаимоотношениях субъекта и объекта, взаимопроникающих друг друга, так что отношение между
активностью и пассивностью переста¸т быть при этом метафизически внешним. Каждая эмоция не
является или пассивной, или активной, а и пассивной, и активной. Весь вопрос лишь в мере одной и
другой, в силу которой эмоция выступает в одном случае преимущественно как страдательное
состояние аффицированности, плен¸нности, в другом — преимущественно как активный процесс
порыва, устремл¸нности, действенности.
На этой основе мы можем тоже прийти к положению, которое в рамках своей концепции
сформулировал Б. Спиноза, определив аффекты (что у него равнозначно с нашим понятием эмоции, а не
с более узким современным понятием аффекта) как состояния, которые увеличивают или уменьшают
способность к действию («Этика», 43, определение 3).
Эмоции и деятельность
Если вс¸ происходящее, поскольку оно имеет то или иное отношение к человеку и поэтому
вызывает то или иное отношение с его стороны, может вызвать у него те или иные эмоции, то особенно
тесной является действенная связь между эмоциями человека и его собственной деятельностью. Эмоция
с внутренней необходимостью зарождается из соотношения — положительного или отрицательного —
результатов действия к потребности, являющейся его мотивом, исходным побуждением.
Это связь взаимная: с одной стороны, ход и исход человеческой деятельности вызывает обычно у
человека те или иные чувства, с другой, — чувства человека, его эмоциональные состояния влияют на
его деятельность. Эмоции не только обусловливают деятельность, но и сами обусловливаются ею. Сам
характер эмоций, их основные свойства и строение эмоциональных процессов зависят от не¸.
Так как объективный результат человеческих действий зависит не только от побуждений, из
которых они исходят, но и от объективных условий, в которых они совершаются; так как к тому же у
человека много самых различных потребностей, из которых то одна, то другая приобретает особую
актуальность, результат действия может оказаться либо в соответствии, либо в несоответствии с
наиболее актуальной для личности в данной ситуации на данный момент потребностью. В зависимости
от этого ход собственной деятельности породит у субъекта положительную или отрицательную
эмоцию, чувство, связанное с удовольствием или неудовольствием.
Появление одного из этих двух
основных полярных качеств всякого эмоционального процесса будет, таким образом, зависеть от
складывающегося в ходе деятельности и в ходе деятельности изменяющегося соотношения между
ходом действия и его исходными побуждениями. Возможны и объективно нейтральные участки в
действии, когда выполняются те или иные операции, не имеющие самостоятельного значения; они
оставляют личность эмоционально нейтральной. Поскольку человек как сознательное существо в
соответствии со своими потребностями, своей направленностью ставит себе определ¸нные цели, можно
сказать также, что
положительное или отрицательное качество эмоции определяется соотношением
между целью и результатом действия.
В зависимости от отношений, складывающихся по ходу деятельности, определяются и другие
свойства эмоциональных процессов. В ходе деятельности есть обычно критические точки, в которых
определяется благоприятный для субъекта или неблагоприятный для него результат, оборот или исход
его деятельности. Человек как сознательное существо более или менее адекватно предвидит
приближение этих критических точек. При приближении к таким реальным или воображаемым
критическим точкам в чувстве человека — положительном или отрицательном — нарастает
напряжение,
отражающее нарастание напряжения в ходе действия. После того как такая критическая
точка в ходе действия пройдена, в чувстве человека — положительном или отрицательном — наступает
разрядка.
Наконец, любое событие, любой результат собственной деятельности человека в соотношении с
различными его мотивами или целями может приобрести «амбивалентное» — одновременно и
положительное и отрицательное — значение. Чем более внутренне противоречивый,
конфликтный
характер принимает протекание действия и
вызванный им ход событий, тем более возбужд¸нный
характер принимает эмоциональное состояние субъекта. Такой же эффект, как одновременный
Hosted by uCoz