Navigation bar
  Print document Start Previous page
 385 of 584 
Next page End  

конфликт, может произвести и последовательный контраст, резкий переход от положительного —
особенно напряж¸нного — эмоционального состояния к отрицательному, и наоборот; он вызывает
возбужд¸нное эмоциональное состояние. С другой стороны, чем более гармонично, бесконфликтно
протекает процесс, тем более покойный характер носит чувство, тем меньше в н¸м
остроты и
возбуждения.
Мы пришли, таким образом, к выделению тр¸х качеств или «измерений» чувства. Стоит
сопоставить их трактовку с той, которая дана в тр¸хмерной теории чувств В. Byндта. Вундт выделил
именно эти три «измерения» (удовольствия и неудовольствия, напряжения и разрядки (разрешения),
возбуждения и успокоения). Каждую из этих пар он попытался соотнести с соответствующим
состоянием пульса и дыхания, с физиологическими висцеральными процессами. Мы связываем их с
различным отношением к событиям, в которые включается человек, с различным ходом его
деятельности. Для нас эта связь фундаментальна. Значение висцеральных физиологических процессов,
конечно, не отрицается, но им отводится иная — подчин¸нная — роль; чувства удовольствия или
неудовольствия, напряжения и
разрядки и т. п. обусловлены, конечно, органическими висцеральными
изменениями, но сами эти изменения имеют у человека по большей части производный характер; они
лишь «механизмы», посредством которых осуществляется определяющее влияние взаимоотношений,
которые в ходе его деятельности складываются у человека с миром.
Удовольствие и неудовольствие, напряжение и
разрядка, возбуждение и успокоение — это не
столько основные эмоции, из которых остальные как бы складываются, а лишь наиболее общие
качества, которые характеризуют бесконечно многообразные эмоции, чувства человека. Многообразие
этих чувств зависит от многообразия реальных жизненных отношений человека, которые в них
выражаются, и видов деятельности, посредством которых они реально осуществляются.
Характер эмоционального процесса зависит далее и от самой структуры деятельности. Эмоции
прежде всего существенно перестраиваются при переходе от биологической жизнедеятельности,
органического функционирования к общественной трудовой деятельности, направленной на
определ¸нный результат. С развитием деятельности трудового типа впервые у человека развиваются
особенно характерные для него эмоции действования, принципиально отличные
от
эмоций
функционирования. Для человека характерно, что эмоциональный характер приобретает не только
процесс потребления, использования тех или иных благ, но также и прежде всего их производство, даже
в том случае, когда — как это неизбежно бывает при разделении труда — данные блага
непосредственно не предназначены служить для удовлетворения собственных потребностей. Особенно
большое место занимают у человека именно эмоции, связанные с деятельностью, поскольку она да¸т
тот или иной — положительный или отрицательный — результат. Отличные от элементарного
физического удовольствия или неудовольствия, чувства удовлетворения или неудовлетворения со
всеми их разновидностями и оттенками связаны прежде всего с ходом и исходом деятельности. С ходом
и исходом деятельности прежде всего связаны чувства успеха, удачи, торжества, ликования и неуспеха,
неудачи, краха и т. д.
При этом в одних случаях чувство связано преимущественно с результатом деятельности, с
ее
достижениями, в других — с самым ходом е¸. Однако и тогда, когда чувство связано в первую очередь
с результатом деятельности, этот результат и этот успех переживаются эмоционально, поскольку они
осознаются как наши достижения в их отношении к деятельности, которая к ним привела. Когда данное
достижение уже закреплено и превратилось в обычное состояние, во вновь установившийся уровень, не
требующий уже напряжения, труда, борьбы за его сохранение, чувство удовлетворения относительно
быстро начинает притупляться. Эмоционально переживается не остановка на каком-нибудь застывшем
уровне, а переход, движение к более высокому уровню. Это можно наблюдать на деятельности любого
рабочего, добившегося резкого повышения производительности труда, на деятельности уч¸ного,
совершившего то или иное открытие. Чувство достигнутого успеха, торжества сравнительно быстро
затухает, и каждый раз снова разгорается стремление к
новым достижениям,
ради которых нужно
биться и работать.
Точно так же, когда, с
другой стороны, эмоциональные переживания да¸т сам процесс
деятельности, то эти эмоциональные переживания, как-то: радость и увлечение самим процессом труда,
преодоления трудностей, борьбы, не являются чисто функциональными чувствами, связанными лишь с
процессом функционирования. Наслаждение, которое доставляет нам сам процесс труда, — это в
основном наслаждение, связанное с преодолением трудностей, т. е.
с достижением некоторых
частичных результатов, с приближением к результату, который является конечной целью деятельности,
с движением по направлению к нему. Таким образом, чувства, связанные по преимуществу с ходом
Hosted by uCoz