Navigation bar
  Print document Start Previous page
 387 of 584 
Next page End  

потребностей личности эмоции выступают
в качестве внутренних побуждений к деятельности. Эти
внутренние побуждения, выражающиеся в чувствах, обусловлены реальными отношениями индивида к
окружающему его миру.
Для того чтобы уточнить роль эмоций в деятельности, необходимо различать эмоции, или
чувства, и эмоциональность, или аффективность, как таковую.
Ни одна реальная, действительная эмоция не сводима к изолированно взятой, «чистой», т. е.
абстрактной, эмоциональности или аффективности. Всякая реальная эмоция обычно включает в себя
единство аффективного и интеллектуального, переживания и познания, так же как она включает в себя
в той или иной мере и «волевые» моменты влечения, стремления, поскольку вообще в ней в той или
иной мере выражается весь человек. Взятые в этой своей конкретной целостности, эмоции служат
побуждениями, мотивами деятельности. Они обусловливают ход деятельности индивида, будучи сами в
свою очередь обусловлены им. В психологии часто говорят об единстве эмоций, аффекта и интеллекта,
полагая, что этим выражают преодоление абстрактной точки зрения, расчленяющей психологию на
отдельные элементы, или функции. Между тем в действительности подобными формулировками
исследователь обнаруживает, что он вс¸ ещ¸ находится в плену у тех идей, которые он стремится
преодолеть. В действительности нужно говорить не просто о единстве эмоций и интеллекта в жизни
личности, но и о единстве эмоционального, или аффективного, и интеллектуального внутри самих
эмоций, так же как и внутри самого интеллекта.
Если теперь в эмоции выделить эмоциональность, или аффективность, как таковую, то можно
будет сказать, что она вообще не детерминирует, а лишь регулирует детерминируемую иными
моментами деятельность человека; она делает индивида более или менее чувствительным к тем или
иным побуждениям, созда¸т как бы систему «шлюзов», которые в эмоциональных состояниях
устанавливаются на ту или иную высоту; приспособляя, адаптируя и рецепторные, вообще
познавательные, и моторные, вообще действенные, волевые функции, она обусловливает тонус, темпы
деятельности, е¸ «настроенность» на тот или иной уровень. Иными словами: эмоциональность как
таковая, т. е. эмоциональность как момент или сторона эмоций, обусловливает по преимуществу
динамическую сторону или аспект деятельности.
Неправильно было бы (как это делает, например, К. Левин) переносить это положение на
эмоции, на чувства в целом. Роль чувства и эмоций не сводима к динамике, потому что и сами они не
сводимы к одному лишь изолированно взятому эмоциональному моменту. Динамический момент и
момент направленности теснейшим образом взаимосвязаны. Повышение восприимчивости и
интенсивности действия носит обычно более или менее избирательный характер: в определ¸нном
эмоциональном состоянии, охваченный определ¸нным чувством, человек становится более
чувствителен к одним побуждениям и менее — к другим. Таким образом, динамические изменения в
эмоциональных процессах обычно носят направленный характер. В конечном сч¸те эмоциональный
процесс означает и определяет динамическое состояние и определ¸нную направленность, поскольку он
выражает то или иное динамическое состояние в определ¸нной направленности или определ¸нным
образом направленные динамические соотношения. При этом динамическая характеристика эмоций
неотрывна от их содержания, и, как общее правило, нужно в содержательных отношениях индивида к
тому объекту, на который направлена его деятельность, искать причину того или иного распределения
динамических соотношений, а не наоборот.
Только в тех случаях, когда, как при аффектах, очень сильное эмоциональное возбуждение
тормозит сознательную интеллектуальную деятельность, динамические моменты начинают преобладать
над смысловым содержанием и избирательной направленностью действия: большое эмоциональное
возбуждение созда¸т напряжение, при котором любой повод может вызвать разрядку. Такой разрядкой
и является импульсивное действие. Оно обусловлено по преимуществу динамическими отношениями,
создавшимся в индивиде напряжением. Действие разрядки при этом сплошь и рядом направляется вовсе
не на то и не на того, кем или чем было порождено обусловившее его напряжение. Такое действие
поэтому представляется мало мотивированным; «реакция» не адекватна «стимулу»: ничтожный повод
может в таких условиях вызвать непомерно большую вспышку. У разных людей подверженность таким
эмоциональным вспышкам или взрывам, аффективным разрядкам различна: она зависит от
особенностей их темперамента. У одного и того же человека она различна в разных ситуациях:
аффективные взрывы порождают собственно лишь конфликтные ситуации, в которых индивид
подвергается действию сильных побуждений, направленных в противоположные стороны, т. е.
несовместимых между собой.
Таким образом, конкретно взаимоотношения между динамическими и содержательными,
Hosted by uCoz