Navigation bar
  Print document Start Previous page
 39 of 584 
Next page End  

над низшими, элементарными формами рефлекторного поведения животных, с тем чтобы полученные
там закономерности механически перенести на высшие формы человеческого поведения. В первых в
наименее усложн¸нной и наиболее доступной для исследования форме непосредственно даны законы
высших. Таково основное положение этой методики. Центральная идея, которая лежит в основе
эволюционной трактовки генетического метода, заключается в следующем: законы поведения на всех
ступенях развития одни и те же; психологические законы — неизменные, «вечные» законы.
Основная идея диалектического понимания генетического метода, напротив, гласит: законы
психологии не «вечные», они исторические законы;
на каждом этапе развития они другие. Это та
великая мысль, которую впервые сформулировал Маркс. Маркс применил е¸ к изучению общественных
формаций. Она должна быть осуществлена и в психологии. Основное положение — явления познаются
в их развитии — получает новый углубл¸нный смысл: сами законы не представляют из себя чего-то
неподвижного, неизменного; каждая ступень развития имеет свои законы.
Равно неправомерно как
механическое перенесение законов низших ступеней на высшие, так и высших — на низшие. С
переходом на новую ступень развития изменяются не только явления, но вместе с ними и законы, их
определяющие. Одно и то же явление может на разных ступенях развития подчиняться различным
законам (Маркс показал это на примере закона увеличения народонаселения в различных
общественных формациях). Задача генетического метода — раскрыть происходящие в процессе
развития изменения самых законов.
Объяснение этих изменений, являющихся изменениями психики в целом, требует выявления
выходящих за пределы психики объективных условий развития. Генетическое изучение развития не
только явлений, но и законов, их определяющих, раскрывает движущие силы развития и определяет его
условия.
Генезис и развитие психики может также изучаться в процессе биологического развития данного
рода или вида. Генетический метод в таком случае осуществляется в форме филогенетического метода.
Изучение психики на предшествующих этапах филогенетического развития служит средством познания
психики человека. Психология животных — зоопсихология — изучается обычно в таком плане
сравнительной психологии.
Применительно к психологии человека перед генетическим методом вста¸т ещ¸ другая задача —
раскрыть пути развития человеческой психики на протяжении социально-исторического развития
человечества: генетический метод осуществляется в форме исторического метода. Исследуя
психическое развитие человечества, прослеживая пути формирования сложных процессов (например
речи, мышления) от их примитивных к их современным, развитым формам, он обнаруживает движущие
силы психического развития в изменении социальных отношений.
Генезис и развитие психики может изучаться в процессе развития отдельного индивида от его
рождения до зрелого возраста: генетический метод в таком случае осуществляется в форме
онтогенетического метода.
Так, развитие психики реб¸нка служит средством понимания психики
взрослого человека, прич¸м одновременно психика реб¸нка и пути е¸ развития освещаются
посредством закономерностей более развитых форм зрелой психики.
Каждая из ступеней психического развития как в фило-, так и в онтогенезе должна быть
реальным, датированным образованием, однозначно отнес¸нным к объективно определ¸нным
условиям, а не абстрактной конструкцией, переходящей пут¸м абстрактной диалектики в другую такую
же абстрактную конструкцию: метод Маркса не должен быть подмен¸н методом Гегеля.
е) Использование патологии, нарушений психической жизни для познания закономерностей
нормальной психики оказало за последние десятилетия большие услуги психологии. Некоторые из
авторитетных современных психологов даже утверждали, что «психопатология за последние 50 лет
была главным фактором прогресса в психологии» (Lаlandе).
Каждая функция и процесс могут быть изучены и в их патологической форме: восприятие — на
галлюцинациях и «духовной слепоте», память — на «амнезиях», речь — на афазиях, воля — на абулиях
и т. д. При этом всякое патологическое нарушение представляет собою как бы естественный
эксперимент, организованный самой природой. Выключая или изменяя одну какую-нибудь функцию
внутри целостно функционирующей психики, оно да¸т тем самым возможность как бы
экспериментально установить роль этой функции внутри целого, связи е¸ с другими функциями и их
взаимозависимости. Так, психопатологические исследования последних лет (Г. Хэда (Head), А. Гельба,
К. Гольдштейна и др.), раскрыв исключительной глубины связи между нарушениями речи (афазия),
познания (агнозия) и действия (апраксия), проливают яркий свет на взаимосвязи речи, познания и
действия в их нормальных проявлениях.
Hosted by uCoz