Navigation bar
  Print document Start Previous page
 397 of 584 
Next page End  

проявляются в так называемых выразительных движениях, выражающихся в мимике (выразительные
движения лица), пантомимике (выразительные движения всего тела) и «вокальной мимике» (выражение
эмоций в интонации и тембре голоса).
О выразительных движениях имеется обширная литература. В русской литературе
выразительным движениям у человека посвящена работа И. А. Сикорского «Всеобщая психология с
физиогномикой» (1912). Выразительным движениям у обезьян уделила значительное внимание Н. Н.
Ладыгина-Котc («Исследование познавательных способностей шимпанзе», 1923).
В повседневной жизни мы постоянно по выразительным движениям, по тончайшим изменениям
в выражении лица, в интонации и т. д. чувствуем иногда малейшие сдвиги в эмоциональном состоянии,
в «настроении» окружающих нас людей, особенно близких нам. В отличие от целого ряда
предшествующих исследований, посвящ¸нных изучению выразительных движений, ряд новейших
американских исследователей (А. Фелеки (Feleky), Г. С.
Лэнгфелд (Langfeld), К. Ландис (Landis), М.
Шерман (Schermann) и др.) приш¸л к тому выводу, что суждения об эмоциональном состоянии на
основании выражения лица оказываются по большей части очень сбивчивыми и ненад¸жными. Если
смех, улыбка обычно не вызывают сомнений и расхождения в суждениях; если относительно легко
опозна¸тся выражение презрения, то уже удивление и подозрение и даже страх и гнев, а тем паче более
тонкие оттенки чувств труднее дифференцировать по выражению лица.
В специальных опытах некоторые из вышеперечисленных исследователей (К. Ландис, М.
Шерман) пытались различными раздражителями вызвать в лабораторных условиях у подопытных
субъектов различные эмоциональные состояния, требуя от испытуемых, чтобы они, не будучи
осведомлены о том, действию какого раздражителя подвергся наблюдаемый ими субъект, по
выражению его лица определили, какую эмоцию он испытывает.
Иногда ещ¸ подменяли живое человеческое лицо фотографией, на которой либо сам
исследователь (А. Фелеки), либо какой-нибудь акт¸р по специальному заданию изображал ту или иную
эмоцию (Г. С. Лэнгфелд, К. Ландис). При этом старания исследователей (в частности К. Ландиса) были
направлены на то, чтобы определить для каждой эмоции, какую в точности группу мышц лица она
включает и какое в точности движение каждой из этих мышц для не¸ специфично. Оказалось, что в игре
мышц при различных эмоциях наблюдаются очень значительные индивидуальные различия и для более
тонких оттенков чувств трудно установить какой-либо универсальный шаблон.
Результаты, к которым привели эти исследования, можно отчасти объяснить отличием тех
экспериментальных условий, при которых наблюдались эмоции в этих лабораторных исследованиях, от
реальных условий, в которых мы в жизни или даже на сцене, наблюдая игру акт¸ров, по выражению
лица судим об эмоциях. Так, в частности на фотографиях дано лишь статическое, застывшее
выражение, между тем как в жизни мы наблюдаем динамику, переход от одного выражения к другому,
изменение выражения, и именно в этом изменении собственно и заключается выражение. В одном,
изолированно взятом, выражении лица, естественно, не всегда можно расчленить его общее
характерологическое выражение и специальное выражение того или иного эмоционального состояния,
— лишь в игре этого лица, в переходе от одного выражения к другому выступит выражение
изменяющихся эмоциональных состояний; между тем в этих опытах одно выражение лица
рассматривается вне соотношения с другими. Далее, само лицо рассматривается в отрыве от всего
человека и вне его конкретных отношений к той ситуации, из которой возникает и к которой относится
эмоция. В вышеперечисленных исследованиях эксперимент так именно и ставился: суть вопроса (в
опытах Шермана, например) именно к тому и сводилась: можно ли, не зная «стимула», вызывающего
эмоцию, определить е¸ по одному лишь выражению лица, вне конкретной ситуации? В этой постановке
вопроса вскрываются принципиальные теоретические предпосылки этих исследований. Они заложены в
порочном бихевиористическом представлении о том, будто эмоция — это интраорганическая реакция,
реакция, ограниченная поверхностью организма; между тем в действительности органические реакции
это не эмоция, а лишь компонент эмоции, конкретное значение которого определяется из целого, в
состав которого он входит; значение же эмоции в целом раскрывается из отношения человека к
окружающему, к другим людям. В изолированно взятом выражении лица напрасно ищут раскрытие
существа эмоции; но из того, что по изолированно взятому выражению лица, без знания ситуации, не
всегда уда¸тся определить эмоцию, напрасно заключают, что мы узна¸м эмоцию не по выражению
лица, а по ситуации, которая е¸ вызывает. В действительности из этого можно заключить только то, что
для распознания эмоций, особенно сложных и тонких, выражение лица служит не само по себе, не
изолированно, а в соотношении со всеми конкретными взаимоотношениями человека с окружающим.
Выразительные движения — это выразительный «подтекст» (см. главу о речи) к некоторому тексту,
Hosted by uCoz