Navigation bar
  Print document Start Previous page
 398 of 584 
Next page End  

который необходимо знать, чтобы правильно раскрыть смысл подтекста.
В вышеуказанных опытах К. Ландис
искал неизменных, раз и навсегда закрепл¸нных
выразительных шаблонов для каждой эмоции, и таковых, естественно, не наш¸л. Более
дифференцированным анализом его данных Дэвису (Davis) затем удалось показать, что если
невозможно указать раз и навсегда фиксированные выразительные движения лица, которые в качестве
универсального шаблона всегда отвечали бы той или иной эмоции, то вс¸ же в различных движениях,
которыми выражается одна и та же эмоция у разных лиц, имеются и некоторые общие тенденции,
проявляющиеся в индивидуально различных выражениях одной и той же эмоции. Но и тут распознавать
индивидуально своеобразные выразительные движения каждого человека и по ним улавливать все
оттенки его чувств, правильно интерпретируя его выразительные движения, мы научаемся лишь в
процессе более или менее длительного и близкого общения с ним. Поэтому также мало плодотворно
(как это делает К. Дунлап и др.) в абстрактной форме ставить вопрос о том, какова относительная
значимость в общем выражении лица верхней и нижней его части, в частности глаз (точнее, глазных
мышц) и рта (точнее, мышц рта).
Вопрос в конечном сч¸те упирается в общую теорию выразительных движений, неразрывно
связанную с общей теорией эмоций. Лишь в свете такой теории можно осмыслить и истолковать
экспериментальные факты.
Для представителей традиционной психологии сознания, как замкнутого внутреннего мира
переживаний, выразительные движения — это внешний коррелят или спутник переживания. Эта точка
зрения была развита в теории выразительных движений у В. Вундта. «Аффекты, — пишет он, — это та
сторона душевной жизни, по отношению к которой выразительные движения и порождающие их
процессы иннервации должны рассматриваться как их физические корреляты». [W. Wundt,
Volkerpsychologie: In 2 Bd., Bd. I: Die Sprache, Leipzig. 1904, изд. 2-е, стр. 90.] Вундт при этом исходит,
как он сам заявляет, из того, что «с каждым изменением психических состояний одновременно связаны
изменения им соответствующих (коррелятивных) физических явлений». [Tам же] В основе этой теории
выразительных движений лежит, таким образом, принцип психофизического параллелизма. Она извне
соотносит движение с переживанием; называя это движение выразительным, она трактует его как
сопутствующее, сопроводительное; реальная связь у выразительного движения имеется лишь с
порождающими его процессами иннервации. Эта психофизиологическая точка зрения связывает
выразительные движения с внутренними органическими процессами и лишь внешне соотносит их с
внутренними душевными переживаниями. Точка зрения психолога-идеалиста — интероспекциониста,
параллелиста — и точка зрения физиолога, который ищет конечного объяснения выразительных
движений лишь во внутриорганических процессах иннервации и т. п., совпадают потому, что как одна,
так и другая пытаются понять выразительные движения лишь из соотношений внутри индивида. Между
тем при таких условиях движение и психическое содержание неизбежно распадаются, и выразительное
движение переста¸т что-либо выражать; из выражения в собственном смысле слова оно превращается
лишь в сопровождение, в лиш¸нную всякого психического содержания физиологическую реакцию,
сопутствующую лиш¸нному всякой действенной связи с внешним миром внутреннему переживанию.
Для того чтобы понять выразительные движения, так же как и само переживание, надо перейти
от фиктивного индивида, только переживающего, к реальному индивиду. В отличие от точки зрения
имманентно-психологической (феноменологической) и физиологической, эта точка зрения
биологическая и социальная. С такой биологической точки зрения подош¸л к выразительным
движениям в частности Ч. Дарвин. Согласно первого основного «начала», которое Дарвин вводит для
объяснения выразительных движений, выразительные движения являются рудиментарными обрывками
прежде целесообразных действий.
Точка зрения, рассматривающая выразительное движение как начало намечающегося, но
невыполненного, затормож¸нного действия, принимается поведенческой психологией, которая
превращает, таким образом, выразительное движение в отрывок поведения, в соответствующую тому
или иному поведению установку или «позу» (Дж. Уотсон). Однако, если рассматривать поведение — с
точки зрения бихевиориста — лишь как внешнюю реакцию организма, лиш¸нную внутреннего
содержания, то от выразительного движения, как движения, выражающего во вне внутреннее
содержание личности, ничего не оста¸тся, так же как ничего не оста¸тся и от этого внутреннего
содержания. Для того чтобы подход к выразительному движению от действия, от поведения был
плодотворен, необходимо, чтобы в самом действии раскрывалось внутреннее содержание
действующего лица. Нужно учесть при этом, что выразительным может быть не только движение, но и
действие, не только его намечающееся начало, но и дальнейшее течение. Так же как в логическую ткань
Hosted by uCoz