Navigation bar
  Print document Start Previous page
 399 of 584 
Next page End  

живой человеческой речи вплетаются выразительные моменты, отражающие личность говорящего, его
отношение к тому, что он говорит, и к тому, к кому он обращается, так и в практический контекст
человеческих действий непрерывно вплетаются такие же выразительные моменты; в том, как человек
делает то или иное дело, так же выражается его личность, его отношение к тому, что он делает, и к
другим людям. В рабочих действиях людей эти выразительные движения характеризуют стиль работы,
свойственный данному человеку, его «туше» и играют определ¸нную роль как бы «настроя» в
организации и протекании работы.
Так же как вообще действие не исчерпывается внешней своей стороной, а имеет и сво¸
внутреннее содержание и, выражая отношения человека к окружающему, является внешней формой
существования внутреннего духовного содержания личности, так же и выразительные движения не
просто лишь сопровождение эмоций, а внешняя форма их существования или проявления.
Выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформированное переживание,
но и само, включаясь в него, формирует его; так же как, формулируя свою мысль, мы тем самым
формируем е¸, мы формируем наше чувство, выражая его. Когда У. Джемс утверждал, что не страх
порождает бегство, а бегство порождает панику и страх, не уныние вызывает унылую позу, а унылая
поза (когда человек начинает волочить ноги, мина у него делается кислой и весь он как-то опускается)
порождает у него уныние, ошибка Джемса заключалась только в том, что, переворачивая традиционную
точку зрения, он также недиалектично взял лишь одну сторону. Но отмеченная им зависимость не менее
реальна, чем та, которую обычно односторонне подч¸ркивает традиционная теория. Жизнь на каждом
шагу учит тому, как, давая волю проявлениям своих чувств, мы этим их поддерживаем, как внешнее
проявление чувства само воздействует на него. Таким образом, выразительное движение (или действие)
и переживание взаимопроникают друг друга, образуя подлинное единство. Объяснение выразительных
движений можно дать не на основе психофизического параллелизма, а лишь на основе
психофизического единства. Выразительное движение, в котором внутреннее содержание раскрывается
во вне, это не внешний лишь спутник или сопровождение, а компонент эмоций. Поэтому
выразительные движения и выразительные действия создают — как это имеет место в игре акт¸ра —
образ действующего лица, раскрывая его внутреннее содержание во внешнем действии. В игре акт¸ра
подлинная сущность выразительного движения и выразительного действия выступает особенно
отч¸тливо (и здесь его и нужно было бы изучать). Через выразительность своих движений и действий
акт¸р не только зрителю раскрывает чувства, через них он сам входит в чувства своего героя и, действуя
на сцене, начинает жить ими и их переживать.
Игорь Ильинский за чтением рассказа А. П. Чехова «Сапоги». Из фотоочерка В. Минкевича.
1. Муркин в панике: «Сем¸н, коридорный!». 2. Муркин беспомощно: «Я человек раненый». 3.
Муркин свирепо, угрожая Блистанову: «Я из него бифштекс сделаю!» 4. Коридорный недоуменно:
Hosted by uCoz