Navigation bar
  Print document Start Previous page
 401 of 584 
Next page End  

Этот язык располагает утонч¸ннейшими средствами речи. Наши выразительные движения
это сплошь и рядом метафоры.
Когда человек горделиво выпрямляется, стараясь возвыситься над
остальными, либо наоборот, почтительно, униж¸нно или подобострастно склоняется перед другими
людьми и т. п., он собственной персоной изображает образ, которому прида¸тся переносное значение.
Выразительное движение переста¸т быть просто органической реакцией; в процессе общения оно само
становится действием и притом общественным действием, существеннейшим актом воздействия на
людей.
Если таким образом выразительные движения, насыщаясь своеобразной семантикой, переходят
как бы в речь, лиш¸нную слов, но исполненную экспрессии, то, с другой стороны, собственно речь
человека, звуковая речь слов сама включает в себя «мимику» — вокальную, и в значительной мере из
этой вокальной мимики черпает она свою выразительность. В речи каждого человека эмоциональное
возбуждение сказывается в целой гамме выразительных моментов — в интонациях, ритме, темпе,
паузах, повышениях и понижениях голоса, усиливающих построений, разрывов и т. п. Вокальная
мимика выражается и в так называемом вибрато — в ритмической пульсации частоты и интенсивности
человеческого голоса (при пении в среднем 6—7 пульсаций в секунду). Вибрато связано с
эмоциональным состоянием и оказывает эмоциональное воздействие. Волнующее действие, которое
часто производит скрипка, связано, по-видимому, с значительной ролью в скрипичной игре вибрато (К.
Сишор). При пении также вибрато прида¸т голосу особую волнующую прелесть. У некоторых (по
данным специальных исследований, среди взрослых примерно у 20%) встречается непроизвольное
вибрато и в речи.
Зарождаясь в виде непроизвольного проявления эмоционального состояния говорящего,
выразительные моменты речи перерабатываются, исходя из того воздействия, которое они оказывают
на других; таким образом, они превращаются в искусно разработанные средства более или менее
сознательного воздействия на людей. Так, у больших мастеров слова из непроизвольных сначала
эмоционально-выразительных проявлений речи вырабатываются утонч¸ннейшие стилистические
при¸мы воздейственной выразительности, так же как из непроизвольных выразительных движений в
творчестве большого акт¸ра вырабатывается жест, которым он как бы лепит скульптурно-ч¸ткий образ
человека, волнуемого всеми человеческими чувствами и страстями. Так выразительное движение у
человека проходит длинный путь развития, в результате которого оно оказывается преображ¸нным;
сначала иногда очаровательное, но порой необузданное, ещ¸ дикое дитя природы превращается в
прекрасное произведение искусства.
Эмоции и переживания личности
Проанализировав реальные основы и физиологические механизмы эмоций, надо в
психологическом анализе эмоций особенно отметить следующее.
Эмоции, чувства человека — это более или менее сложные образования. Они всегда имеют
чувственную основу в чувственных возбуждениях, исходящих от висцеральных реакций. Чувства
основываются на данных органической аффективной чувствительности (преимущественно
интероцептивной, отчасти проприоцептивной), но они обычно не сводятся к ним. Взаимоотношение
сложного чувства и его сенсорной основы — аффективной висцеральной чувствительности —
аналогично взаимоотношению восприятия и ощущений, более объективированной
экстерочувствительности.
В отличие от восприятий, которые всегда дают образ, отображающий предмет или явление
предметного мира, эмоции хотя и чувственны в своей основе, но не наглядны, они выражают не
свойства объекта, а состояние субъекта, модификации внутреннего состояния индивида и его
отношение к окружающему. Они обычно всплывают в сознании в связи с какими-нибудь образами,
которые, будучи как бы насыщены, ими, выступают в качестве их носителей.
Состояние индивида, получающее эмоциональное выражение, всегда обусловлено его
взаимоотношениями с окружающим. В этих взаимоотношениях индивид в какой-то мере и пассивен и
активен; но иногда он преимущественно пассивен, иногда по преимуществу активен. В тех случаях,
когда индивид играет по преимуществу пассивную, страдательную роль, его эмоции выражают
состояние.
Они выражают его отношение к окружающему, поскольку роль его в этих
взаимоотношениях более активна и сама эмоция выражает его собственную активную направленность.
Выражая отношение человека к окружающему, эмоция делает это специфическим образом; не всякое
отношение к окружающему обязательно выражается в форме эмоции. То или иное отношение к
Hosted by uCoz